Запис Детальніше

Українські землі в системі зовнішніх торговельно-економічних зв'язків Російської імперії у 1861-1914 pp.

eNUFTIR

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Українські землі в системі зовнішніх торговельно-економічних зв'язків Російської імперії у 1861-1914 pp.
Украинские земли в системе внешних торгово- экономических связей Российской империи в 1861—1914 гг.
Ukrainian lands in system of the foreign trade connections of Russian empire (1861-1914).
 
Creator Пилипенко, О. Є.
Пилипенко, А. Е.
Pilipenko, O. E.
 
Subject фірми
сальдо
українські землі
губернії
Азовські і Чорноморські порти
залізниці
зовнішня торгівля
митниця
морська торгівля
експорт
імпорт
інфраструктура
торговці
підприємці
торгові доми
сальдо
Украина
губернии
Азовские и Черноморские порты
внешняя торговля
таможня
морская торговля
железнодорожный транспорт
экспорт
импорт
инфраструктура
цена
купцы
торговый дом
фирмы
инфраструктура
tax policy
Ukrainian lands
the province
merchance
Azov and Black Sea coast
port
foreign trade
railways
price
customs house
sea trade
structure
export
import
 
Description Дисертація присвячена дослідженню зовнішньоторговельних зв'язків
підросійської України у другій половині XIX - початку XX ст. Дається загальна
характеристика стану економіки, внутрішньої і зовнішньої торгівлі Російської
імперії. Розкрито місце українських морських портів та залізниць у цьому
процесі. Розглядається митна політика царського режиму та її вплив на
зовнішньоекономічні показники українських губерній. Період 1861-1914 pp. в
історії зовнішньої торгівлі відрізняється інтенсивними світовими
торговельними зв'язками, товарообміном із країнами Заходу, США, Сходу,
обірваними Першою світовою війною. Порти Чорного та Азовських морів, і в
першу чергу - Одеса, Миколаїв, Херсон, Маріуполь органічно й інтенсивно
втягували українську економіку в орбіту світового ринку. Значна кількість
товарів і сировини вивозилась через сухопутний кордон залізницями. Обсяг
вантажоперевезень залізницями постійно зростав.
Головним предметом експорту другої половини XIX - початку XX ст. були
зернові продукти. Крім зернових, все більше значення в експорті епохи
капіталізму займають інші товари: продукція тваринництва, цукор, спирт,
марганцева й залізна руди, парфуми, рейки, ліс і т.д. Важливу роль у
торговельних операціях відігравали великий вітчизняний і, особливо,
іноземний капітал. В організації торгівлі з кінця XIX ст. велике значення мали
біржові комітети, торгові доми, Російська експортна палата, комерційна
агентура Міністерства торгівлі і промисловості, інформаційні та довідкові бюро
тощо.
У меншій мірі в зовнішньоторговельному балансі представлені імпортні
операції, лідером у яких беззмінно була Одеса. Серед імпортованої продукції
переважали сільськогосподарське обладнання, фрукти, автомобілі тощо. В
цілому царський уряд стимулював експорт сільськогосподарської продукції та
сировини, перетворюючи Україну на сировинний придаток Західної Свропи.Диссертация посвящена исследованию внешнеторговых связей Украины в
конце 1861-1914 гг. Дается общая характеристика состояния экономики,внутренней и внешней торговли Российской империи. Раскрыто место морских
портов, как в украинском, так и всероссийском масштабе. Рассматривается
таможенная политика царского режима и ее влияние на внешнеэкономические
показатели Украины. Анализ торговых результатов свидетельствует, что
внешнеэкономические торговые связи украинских земель через Азовские и
Черноморские порты и сухопутную Западную границу с мировым рынком и
ведущими индустриальными странами без сомнения способствовали
модернизации экономики Украины в целом.
На основе современных подходов к анализу исторических источников,
значительная часть которых впервые введена в научный оборот, диссертантом
сделана попытка комлексного исследования кардинальных динамических
изменений, произошедших в системе организации внешней торговли в России в
послереформенный период.
Период 1861-1914 гг. в истории внешней торговли Украины отличается
интенсивными мировыми торговыми связями, товарообменом со странами
Запада, США, Востока, оборванными Первой мировой войной. При этом порты,
и в первую очередь - Одесса, Николаев, Херсон, Мариуполь органично и
интенсивно втягивали украинскую экономику в орбиту мирового рынка.
Главным предметом экспорта в конце XIX - начале XX в. были зерновые
продукты. Это было связано с ростом продуктивности сельского хозяйства в
южных губерниях (Херсонской, Екатеринославской, Таврической), где
земледелие приобрело товарный характер. Значительную роль в увеличении
экспорта зерновых через южные порты сыграло развитие железнодорожного и
водного транспорта, что привело к притоку продукции сельского хозяйства из
центральных и северных украинских территорий. Кроме зерновых, все большее
значение в экспорте эпохи монополизма занимают другие товары: продукция
животноводства, сахар, спирт, марганцевая и железная руды, рельсы, лес и т.д.
Это приводило к расширению внешнеторговой деятельности портов и
железных дорог, увеличению их торгового баланса, расширению территорий,
усовершен-ствованию оборудования.
Важную роль в экспортно-импортных операциях играл крупный
отечественный и, особенно, иностранный капитал. Среди российских компаний
можно выделить Российское торговое общество, С.-Петербургский
коммерческий банк, Российский для внешней торговли банк и др., иностранных
- Торговый дом Фришена, «Нейфельд и К0», «Дрейфус и К0», Общество
«Дейчер-Кайзер», «Коган и Карнас» и др. Нужно отметить, что в торговых
операциях исследуемого региона преобладал иностранный капитал - немецкий,
английский, французский. Это привело в начале XX в. к упрочению статуса
украинских коммерческих портов, который фактически отвечал мировым
морским торговым центрам, что иллюстрируется наличием в Николаеве,
Одессе, других городах иностранных консульств и представи-тельств крупных
торговых фирм.
Большое значение в экспорте с конца XIX в. стали играть биржевые
комитеты, которые не только поставили своей целью упорядочить торговые
операции, но и защищать региональные торговые интересы перед централь-нойвластью путем подачи различных проектов в министерства, поиска кредитов
для строительства железных дорог, оказывали помощь в усовер-шенствовании
портового оборудования, строительстве элеваторов и др.
В меньшей мере во внешнеторговом балансе представлены импортные
операции, лидером в которых бессменно была Одесса. Номенклатура товаров в
основном состояла из сельхозмашин, запчастей, угля, различных строительных
материалов, красок, табака, цитрусовых, тканей, парфюмерии и т. д.).
Значительная часть импортируемого товара имела частный характер и
предназначалось для внутреннего потребления в Украине. В то же время
Одесса занимала первое место в импорте некоторых видов продукции в
империи: лимоны, апельсины, маслины, чай, рис и т.д. В целом царское
правительство стимулировало экспорт из украинских губерний сельскохозяйственной
продукции и сырья.The dissertation is devoted to research of the foreign trade connections of
Ukraine in the 1861-1914. The general characteristic of a condition of economy,
internal and foreign trade of Russian empire is given. The place of seaports in region
is opened. The customs policy of an imperial regime and its influence on the foreign
economic parameters of Northern Black Sea Coast is considered.
The period of 1861-1914 in a history of foreign trade differs intensive world
trading connections, barter with the countries of the West, the USA, the East, finished
by the First world war. Thus ports of Northern Black Sea Coast, and first of all -
Odessa, Mykolayiv, Kherson, Mariupol organically and intensively involved the
Ukrainian economy in an orbit of the world market. The main subject of export in the
second part of XIX - beg. XX century were grainproducts. Except grain, the
increasing significance in export of an epoch of imperialism is taken other goods:
sugar, spirit, animals, manganous and iron ores, rails, a wood, etc. The Important role
in trading operations was played large domestic and, especially, with the foreign
capital. In the organization of trade from the end of XIX century exchange
committees began to play great role.
In a smaller measure in the foreign trade balance import operations are
represented, the leader in which always was Odessa. The majority of the imported
goods had private character and intended for internal consumption in the south of
Russian empire.A comprehensive analysis of the leaders' position of Ukrainian lands in
international trade in the 1861-1914 is made in this paper.
 
Date 2013-06-03T10:16:54Z
2013-06-03T10:16:54Z
2010
 
Type Other
 
Identifier Пилипенко, О. Є. Українські землі в системі зовнішніх торговельно-економічних зв’язків Російської імперії у 1861-1914 рр. : автореф. дис. / О. Є. Пилипенко ; [Київський славістичний університет]. – К., 2010.
http://dspace.nuft.edu.ua/jspui/handle/123456789/8084
 
Language other