Запис Детальніше

Професійна підготовка майбутніх соціальних педагогів до профілактики агресії підлітків

DSpace at TNPU

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Професійна підготовка майбутніх соціальних педагогів до профілактики агресії підлітків
Профессиональная подготовка будущих социальных педагогов к профилактике агрессии подростков
Future social teachers’ professional training for the prevention of adolescents’ aggression
 
Creator Гайдамашко, Ірина Аркадіївна
 
Subject соціальний педагог
агресія
професійна підготовка до профілактики агресії підлітків
змістово-технологічне забезпечення
 
Description Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук за спеціальністю 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти. – Тернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюка, Міністерство освіти і науки України. – Тернопіль, 2013.
У дисертації обґрунтовано суть соціально-педагогічної профілактики агресії підлітків. Визначено компоненти, критерії, показники та рівні готовності майбутніх соціальних педагогів до профілактики агресії підлітків.
Розроблено модель професійної підготовки майбутніх соціальних педагогів до профілактики агресії підлітків, що передбачає взаємодію таких структурних елементів: мотиваційно-цільового (мета, завдання, концептуальні підходи); процесуально-змістового (компоненти готовності, етапи, змістова й процесуальна складові, педагогічні умови професійної підготовки); діагностично-корекційного (критерії, показники, рівні) та кінцевий результат (готовність майбутніх соціальних педагогів до профілактики агресії підлітків.
Обґрунтовано та упроваджено змістово-технологічне забезпечення професійної підготовки майбутніх соціальних педагогів до профілактики агресії підлітків (змістові модулі навчальних дисциплін, методичні посібники, форми і методи навчальної, позааудиторної і самостійної роботи; завдання з неперервної практичної підготовки).
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика профессионального образования. – Тернопольский национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка, Министерство образования и науки Украины. – Тернополь, 2013.
В диссертации обоснована сущность социально-педагогической профилактики агрессии подростков как совокупности образовательно-профилактических мероприятий, которые являются составной частью учебно-воспитательного процесса и направлены на предупреждение и нейтрализацию агрессии, активизацию факторов, предупреждающих ее возникновение, формирование умений и навыков конструктивного взаимодействия и общения, толерантного поведения, создание условий взаимного уважения, доверия и успешной социализации подростков.
Определены основные компоненты (мотивационный, гностический, деятельностный); критерии (мотивационно-ценностный, теоретический, деятельностно-практический); показатели (осознание общественной значимости проблемы агрессии, наличие стойкого интереса к работе с подростками, желание выполнять целенаправленную работу по предупреждению агрессии в подростковой среде; знание теоретических основ феномена агрессии, особенностей агрессии и агрессивного поведения в подростковом возрасте, методов диагностики и технологий профилактики агрессии); уровни (достаточный, базовый, элементарный) готовности будущих социальных педагогов к профилактике агрессии подростков.
Разработана модель профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к профилактике агрессии подростков, которая предполагает взаимодействие таких структурных элементов: мотивационно-целевого (цель, задачи, концептуальные подходы); процессульно-содержательного (компоненты готовности будущих социальных педагогов к профилактике агрессии подростков, этапы, содержательная и процессуальная составные, педагогические условия профессиональной подготовки); диагностически-коррекционного (критерии, показатели, уровни и конечный результат (готовность будущих социальных педагогов к профилактике агрессии подростков).
Определены концептуальные подходы (гуманистический, аксиологический, профессионально-компетентностный, акмеологический) и педагогические условия (мотивация будущих социальных педагогов к осуществлению социально-педагогической деятельности по профилактике агрессии подростков; содержательно-технологическое обеспечение профессиональной подготовки студентов к осуществлению этого вида деятельности; использование возможностей интеллектуально-воспитательной среды высшего ученого заведения в формировании профессионально-личностных качеств будущих социальных педагогов, способствующих готовности к профилактике агрессии подростков) профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к профилактике агрессии подростков.
Обосновано и разработано содержательно-технологическое обеспечение подготовки будущих социальных педагогов в высших учебных заведениях к профилактике агрессии подростков, которое предполагает комплексное сочетание теоретической (программы учебных дисциплин, содержательные модули «Диагностика агрессии подростков» и «Превентивная работа социального педагога по предупреждению агрессии подростков» учебных дисциплин «Социальная диагностика» и «Превентивная педагогика», дистанционный курс «Социально-педагогическая профилактика агрессии подростков»), практической подготовки, внеаудиторной и самостоятельной работы с использованием разнообразных форм (тематические, проблемные, интерактивные лекции, пресс-конференции, круглые столы, тренинги, консультирование), методы (анализа ситуации (case-study), «мозаика», ролевая игра, «с ног на голову», «снежный ком» и др.) и средств (электронные версии курсов с использованием платформы Moodle, методические и учебные пособия).
Осуществлена экспериментальная проверка содержания, форм и методов подготовки будущих социальных педагогов к профилактике агрессии подростков в процессе учебной, внеаудиторной, самостоятельной работы и непрерывной практической подготовки.
Scientific thesis for the Degree of the Candidate of Pedagogical Sciences in the specialty 13.00.04. – Theory and methods of professional education. – Ternopil Volodymyr Hnatyuk National Pedagogical University. – Ternopil, 2013.
The essence of social and educational prevention of adolescents’ aggression has been justified. The criteria, indicators and level of future social teachers’ readiness for the prevention of this phenomenon have been defined in the thesis.
The model of future social teachers’ professional training for the prevention of adolescents’ aggression that provides the interaction of such structural elements: motivational and targeted (aim, tasks, conceptual approaches); procedural and contextual (components of readiness, stages, contextual and procedural components, pedagogical conditions of professional training); diagnostic and correctional (criteria, indicators, levels) and final results (future social teachers’ readiness for the prevention of adolescents’ aggression) have been developed.
The content-technological providing of future social teachers’ professional training for prevention of adolescents’ aggression (thematic modules of courses, learning aids, forms and methods of training, extracurricular and independent work, the tasks of continuous practical training) has been proved and implemented.
Захист відбудеться 24 червня 2013 року о 10 годині на засіданні спеціалізованої вченої ради Д 58.053.03 у Тернопільському національному педагогічному університеті імені Володимира Гнатюка (зала засідань, вул. М. Кривоноса, 2, м. Тернопіль, 46027).

З дисертацією можна ознайомитись у бібліотеці Тернопільського національного педагогічного університету імені Володимира Гнатюка за адресою: вул. М. Кривоноса, 2, м. Тернопіль, 46027.
 
Publisher Тернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюка
 
Date 2013-09-11T07:28:43Z
2013-09-11T07:28:43Z
2013-05-23
 
Type Thesis
 
Identifier Гайдамашко І. А. Професійна підготовка майбутніх соціальних педагогів до профілактики агресії підлітків [Текст] : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед.наук :13.00.04 - теорія і методика професійної освіти / Ірина Аркадіївна Гайдамашко ; ТНПУ ім. В. Гнатюка. – Тернопіль, 2013. – 20 с.
http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/3305
 
Language uk