Формування творчих здібностей молодших школярів у процесі навчання ручної праці
DSpace at TNPU
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Формування творчих здібностей молодших школярів у процесі навчання ручної праці
Формирование творческих способностей младших школьников в процессе обучения ручного труда The formation of creativity of primary school children during the process of learning manual labor |
|
Creator |
Образцова, Олена Миколаївна
|
|
Subject |
формування творчих здібностей
процес навчання ручної праці схема формування творчих здібностей |
|
Description |
Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук за спеціальністю 13.00.02 – теорія і методика трудового навчання. – Тернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюка, Міністерство освіти і науки України. – Тернопіль, 2013. Дисертаційне дослідження присвячене формуванню творчих здібностей учнів 1-4 класів у процесі навчання ручної праці в умовах організації спеціальної навчально-творчої діяльності засобами конструювання та моделювання казкових персонажів. У дисертації розроблено схему означеного процесу та щаблеву структуру його методики, дано опис усіх структурних компонентів. Визначено критерії та рівні сформованості творчих здібностей учнів у процесі навчання ручної праці, створено комплекс навчально-творчих завдань різного рівня складності відповідно до індивідуальних можливостей, нахилів, ступеня підготовки учнів молодших класів. На основі визначення структурних компонентів конкретизовано критерії (мотиваційний, когнітивний, конативний) і рівні (креативний, усвідомлений, індиферентний) сформованості творчих здібностей молодших школярів у процесі навчання ручної праці. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика трудового обучения. – Тернопольский национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка, Министерство образования и науки Украины. – Тернополь, 2013. Диссертационное исследование посвящено определению условий формирования творческих способностей учащихся 1-4 классов на уроках трудового обучения в условиях организации специальной учебно-творческой деятельности средствами конструирования и моделирования сказочных персонажей. В диссертации разработана схема указанного процесса и ступеньчатая структура методики, дано описание всех ее структурных компонентов. Определены критерии и уровни сформированности творческих способностей учащихся в процессе ручного труда, создан комплекс учебно-творческих заданий разного уровня сложности в соответствии с индивидуальными возможностями, наклонностями, степенью подготовки учащихся младших классов. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам рассматривать «творческие способности младших школьников» как индивидуально-психологические особенности личности, которые формируются на основе задатков в процессе освоения и творческого применения знаний, умений, навыков и обуславливают развитие таких психологических качеств, как креативность, воображение, открытость, трудолюбие, настойчивость, самодисциплина, терпение, воля. «Формирование творческих способностей младших школьников в процессе обучения ручному труду» мы определяем как формирование и динамическое развитие личностного образования, что, проявляется в свободной, сознательной, инициативной и внутренне необходимой творчески-технологической деятельности, состоит из комплекса эмоциональных, интеллектуальных, характерологических качеств и свойств личности ученика младших классов; обучение учеников нестандартному мышлению, умению генерировать оригинальные идеи, фантазировать, креативно мыслить. На основе компонентов конкретизированы критерии сформированности творческих способностей младших школьников в процессе обучения ручного труда, которыми являются: мотивационный (развитость мотивационной сферы в творческих способностях, рефлексивность, эмоциональная отзывчивость, направленность эмоций на самоутверждение собственных эмоциональных переживаний, включение элементов эмоциональной регуляции); когнитивный (знания и наличие знаний по предмету и содержанию указанного понятия, которые ориентируют ученика в выборе действий); конативный (способность к генерации творческой идеи и поиск креативного решения конструкции; разработка и выполнение по образцу или шаблону; умение планировать и организовать деятельность; выполнение действий в заданной последовательности; умение выделять наиболее существенные элементы деятельности; попытки выделить существенные элементы конструкции модели; перенесение общетрудовых навыков в специфические условия проектно-конструкторской деятельности). Определены уровни сформированности творческих способностей младших школьников в процессе обучения ручного труда, а именно: креативный (высокий); осознанный (средний); индифферентный (низкий). В процессе опытно-экспериментальной работы установлено, что преодоление выявленных противоречий в практике учебной работы общеобразовательных учебных заведений возможно при реализации содержания, форм и методов схемы формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения ручного труда и внедрение в трудовое обучение ступеньчатой структуры комплекса творчески-технологических задач. Ступеньчатая структура методики формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения ручного труда имеет четыре ступени, построенные в соответствии с учебной программой предмета с акцентированием детской креативности. Планирование содержания указанного процесса происходит по степени их сложности, а именно: 1) формирование творческого замысла; 2) деятельность, связанная с разработкой творческого задания и эскиза лекал сказочных персонажей; 3) разработка конструкции модели (проведение анализа основных элементов модели персонажа, построение чертежей и изготовление лекал); 4) корректировка изготовленных лекал сказочных персонажей с помощью технического моделирования; 5) соединение лекал; 6) отделка готового изделия. Dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences, specialty 13.00.02 – theory and methods of labor training. – Ternopil Volodymyr Hnatiuk National Pedagogical University, Ministry of education and science of Ukraine. – Ternopil, 2013. Thesis is devoted to the definition of the conditions of formation th creative abilities of pupils in grades 1-4 at the lessons of labor training in the condition of providing special education and creativity by designing and simulation fairytale characters. The scheme of this process, the step-structure techniques, and the description of all of the structural components are developed in this thesis. The criteria and the levels of formation the creative abilities of primary school children are defined in the process of manual labor, the complex of educational and creative tasks of different difficulty levels due to individual abilities, inclinations and the degree of preparation of primary pupils have been determined. Based on the definition of the structural components concretized criteria (motivational, cognitive, connotative) and levels (the creative, informed, indifferent) of formation of creative abilities of junior high school students in the learning process of manual labor. Захист відбудеться 24 червня 2013 р. о 12³º год. на засіданні спеціалізованої вченої ради Д 58.053.03 у Тернопільському національному педагогічному університеті імені Володимира Гнатюка (зала засідань, вул. М. Кривоноса, 2, м.Тернопіль, 46027). З дисертацією можна ознайомитись у науковій бібліотеці Тернопільського національного педагогічного університету імені Володимира Гнатюка за адресою: вул. М.Кривоноса, 2, м.Тернопіль, 46027 |
|
Publisher |
Тернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюка
|
|
Date |
2013-09-11T08:20:06Z
2013-09-11T08:20:06Z 2013-05-23 |
|
Type |
Thesis
Thesis |
|
Identifier |
Образцова, О. М. Формування творчих здібностей молодших школярів у процесі навчання ручної праці [Текст] : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед.наук :13.00.02 - теорія і методика трудового навчання / Олена Миколаївна Образцова ; ТНПУ ім. В. Гнатюка. – Тернопіль, 2013. – 19 с.
http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/3307 |
|
Language |
uk
|
|