Запис Детальніше

Психологічні особливості формування самооцінки майбутніх учителів в умовах криз професійного навчання

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/1171/
 
Title Психологічні особливості формування самооцінки майбутніх учителів в умовах криз професійного навчання
Психологические особенности формирования самооценки будущих учителей в условиях кризисов профессионального обучения
Psychological characteristics of forming of the self- appraisal of future teachers in the conditions of crises of professional studying
 
Creator Столярчук, Олеся Анатоліївна
 
Subject Спецради Університету
 
Description Дисертаційне дослідження присвячено виокремленню чинників та напрямів формування самооцінки майбутніх учителів в умовах криз професійного навчання. З’ясовано, що під час фахового навчання професійна самооцінка стає впливовим парціальним проявом загального процесу самооцінювання молодих людей. Виокремлено такі компоненти самооцінки вчителя, як самооцінка професійних знань, самооцінка професійних умінь та навичок, самооцінка професійних мотивів і переконань, самооцінка професійно значущих особистісних якостей та досліджено їх динаміку.
Проаналізовано переживання студентами кризи адаптації і підтверджено існування криз апробації та фахової готовності. Встановлено, що характер кризи професійного навчання є одним із внутрішніх чинників конструктивного чи деструктивного впливу на формування самооцінки майбутніх учителів.
Розроблено й апробовано психолого-педагогічні заходи оптимізації професійної самооцінки майбутніх учителів через підвищення рівня її адекватності, зростання узгодженості компонентів і формування конструктивної стратегії переживання кризи фахової готовності.
В ходе диссертационного исследования выяснено, что благоприятной средой для формирования внутренних факторов самооценки личности является профессиональное обучение, на протяжении которого происходит обогащение и дифференциация содержания общей самооценки, увеличивается диапазон парциальных самооценок молодых людей, а профессиональная самооценка становится влиятельным парциальным проявлением их самооценивания. Выделены такие компоненты самооценки учителя, как самооценка профессиональных знаний, самооценка профессиональных умений и навыков, самооценка профессиональных мотивов и убеждений, самооценка профессионально значимых личностных качеств, динамика которых отслеживалась в ходе экспериментального исследования.
На основе анализа содержания кризиса адаптации как нормативного кризиса профессионального обучения сформулировано и подтверждено предположение о существовании кризисов апробации и профессиональной готовности. Установлено, что характер переживания кризисов профессионального обучения является одним из внутренних факторов конструктивного или деструктивного влияния на формирование самооценки будущих учителей.
Разработанная модель формирования самооценки будущих учителей стала основой для экспериментального исследования влияния кризисов профессионального обучения на процессы самооценивания студентов педагогического университета. Изучение динамики профессиональной самооценки будущих учителей обнаружило не целенаправленный, а сопутствующий относительно профессионализации характер ее формирования, что сопровождается недостаточным уровнем ее адекватности даже у студентов четвертого курса с преобладанием завышенной самооценки. Установлено, что более критично и объективно студенты оценивают свою профессиональную компетентность, менее обоснованно – профессиональную направленность и профессионально значимые личностные качества. Выяснено, что наиболее влиятельными внешними факторами формирования самооценки будущих учителей являются контроль, оценка учебных достижений студентов и результаты прохождения ими активной педагогической практики, а внутренними – учебная мотивация, рефлексия процесса профессионального становления и характер переживания кризиса профессионального обучения.
Разработаны и апробированы психолого-педагогические мероприятия по оптимизации профессиональной самооценки будущих учителей. Анализ эффективности программы формирующего эксперимента показал улучшение самооценки студентов по двум ключевым направлениям: повышение уровня адекватности и возрастание согласованности ее компонентов, а также возрастание уровня самооценки профессиональной готовности. Выявлено, что эффективным направлением реализации программы является формирование конструктивной стратегии переживания выпускниками кризиса профессиональной готовности.
Dissertation research is devoted to the selection of factors and directions of forming of self-appraisal of future teachers in the conditions of crises in professional studies. It is found out, that during professional studies a professional self-appraisal becomes a significant partial manifestation in the general process of self-evaluation young people. Selected and investigated the dynamics of self-appraisal components of teacher such, as a self-appraisal of professional knowledge, self-appraisal of professional abilities and skills, self-appraisal of professional reasons and persuasions, self-appraisal professionally meaningful personality qualities.
Was analyzed the experiencing crisis of adaptation students and existence of crises of approbation and professional readiness was confirmed. Also it was found that crises of professional studies are one of internal factors of structural or destructive influence on forming of self-assessment of future teachers.
Were developed the psychological-pedagogical measures of optimization professional self-appraisal of future teachers and approved through the increase of level of its adequacy, growth of co-ordination of components and forming of structural strategy experiencing in crisis of professional readiness.
 
Date 2012-03
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/1171/1/O_Stolyarchuk_avtoreferat_IPSP.pdf
Столярчук, Олеся Анатоліївна (2012) Психологічні особливості формування самооцінки майбутніх учителів в умовах криз професійного навчання Кандидат thesis, Київський університет імені Бориса Грінченка .