Запис Детальніше

Особливості формування Я-концепції у слабозорих дошкільників

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/1257/
 
Title Особливості формування Я-концепції у слабозорих дошкільників
Особенности формирования Я-концепции у слабовидящих дошкольников
Peculiarities of Self-Concept Formation of Children with Visual Impairment
 
Creator Таран, Оксана Петрівна
 
Subject Спецради Університету
 
Description Дисертація присвячена дослідженню особливостей та причин труднощів формування Я-концепції у слабозорих дошкільників з метою удосконалення шляхів забезпечення гармонізації їхньої особистості.
У роботі систематизовано філософські та психолого-педагогічні наукові погляди щодо змісту та структури поняття «Я». В межах запропонованого системно-формувального Я-центрованого підходу до розгляду Я-концепції розроблено концептуально-теоретичні моделі простору-Я та Я-концепції. Теоретично визначено: стадії розвитку «Я» від народження до дошкільного віку, нормативні характеристики Я-концепції старших дошкільників, особливості особистості слабозорих дошкільників та чинники, що спричиняють дисгармонійність її розвитку. В дисертації висвітлено експериментальні результати, що вказують на недостатній рівень сформованості Я-концепції у слабозорих дошкільників, особливості процесу формування якої зумовлено як наявністю у них образних уявлень і понять стосовно сфери-Я, так і характером сімейної ситуації. Встановлено, що використання формуючої методичної системи (навчально-розвивальних і розвивально-корекційних занять з дітьми та консультативно-просвітницької роботи з педагогами і батьками) сприяє гармонізації Я-концепції у слабозорих дошкільників та забезпечує підвищення їхньої соціальної компетентності та здатності до самореалізації у подальшому житті.
Диссертация посвящена исследованию особенностей и причин трудностей формирования Я-концепции у слабовидящих дошкольников с целью обеспечения путей ее гармонизации.
В работе систематизированы философские и психолого-педагогические научные взгляды относительно содержания и структуры понятия «Я». В пределах предложенного системно-формирующего Я-центрированного подхода к рассмотрению Я-концепции разработаны концептуально-теоретические модели пространства-Я и Я-концепции. Центральным понятием модели пространства-Я выступает самосознание, которое охватывает три аспекта: процессуальный (осознание-Я); динамический (образ-Я); интеграционный (Я-концепция). Модель
Я-концепции представлена: двумя планами осознания – активная Я-концепция (осознанная) и пассивная Я-концепция (неосознанная); тремя базовыми составляющими – описательная (устойчивые и ситуативные Я-образы); эмоционально-оценочная (самоотношение и самооценка); поведенческая (саморегуляция в деятельностном и социальном аспекте поведения). Специфическим компонентом модели Я-концепции слабовидящих дошкольников выступает самоотношение ребенка, опосредованное его отношением к собственному нарушению зрения. В работе также теоретически определены стадии развития «Я» от рождения до дошкольного возраста, нормативные характеристики Я-концепции старших дошкольников, особенности личности слабовидящих дошкольников и факторы, которые обуславливают дисгармоничность ее развития.
В работе представлены комплексные методики исследования сформированности
Я-концепции, причин ее формирования и обеспечения ее гармонизации у слабовидящих дошкольников. В ходе экспериментального исследования обнаружены специфические особенности Я-концепции слабовидящих дошкольников в осознание ими собственного нарушения зрения, которое обусловлено использованием вспомогательных средств коррекции зрения и негативным отношением к ним ребенка, а также в наличии негативного отношения ребенка к собственному нарушению зрения. Полученные экспериментальные результаты указывают на наличие у большинства слабовидящих дошкольников (как и у дошкольников с нормальным типом развития) недостаточного уровня сформированности Я-концепции, что даёт основания для вывода о том, что нарушение зрения не является первопричиной недостаточной её сформированности, хотя и обуславливает её специфику. Определено, что основными причинами трудностей, которые негативно повлияли на процесс формирования Я-концепции у слабовидящих дошкольников, выступает недоразвитие: внутренних факторов (недостаточная сформированность образов и содержательных концептов сферы-Я), предопределенных ограниченным чувственным опытом ребенка относительно сферы-Я и отсутствием целенаправленного образовательного влияния, относительно сферы-Я, внешних факторов (ощущение ребенком неблагоприятного семейного микроклимата, склонность к агрессивности и перекладыванию ответственности в ситуации фрустрации на других), которые предопределяются неблагополучной социальной средой и уровнем сформированности навыков социального взаимодействия. В работе доказано, что обеспечение гармонизации Я-концепции слабовидящих дошкольников возможно при условии применения комплексной методической системы: учебно-развивающих занятий с детьми, направленных на формирование образных представлений и содержательных концептов сферы-Я; развивающе-коррекционных занятий, направленных на коррекцию личностных и поведенческих проявлений, а также формирование навыков социального взаимодействия; просветительско-консультативной работы с педагогами по обеспечению благоприятной ситуации воспитания ребенка в дошкольном учебном заведении; консультационной и тренинговой работы с родителями, направленной на содействие более эффективному взаимодействию их с детьми.
The thesis is devoted to research of peculiarities and reasons of difficulties of Self-Concept formation of children with visual impairment to improve ways of providing with harmonization of their personalities.
Philosophical and psychological-pedagogical scientific views about content and tables of contents of conception are systematized in the dissertation. Conceptual-theoretical models of Self-space and Self-concept are developed in limits of proposed system-forming Self-centred approach to consideration of Self-concept. It is theoretical determined: stages of Self development from birth to pre-school ages, normative characteristics of Self-concept of elder pre-school children, peculiarities of personality of pre-school children with visual impairment and reasons that bring to clashing of its development. The thesis is illuminated experimental outcomes that point to insufficient level of Self-concept formation of pre-school children with visual impairment, peculiarities of formation process of it’s is caused as availability of figurative notions and concepts regarding Self-sphere as character of family situation. It is determined that using of forming methodical system (educational-developmental and developmental-correctional lessons with children and consultative-instructive work with teachers and parents) promotes harmonization of Self-concept of pre-school children with visual impairment and provides with rise of their social competence and attitude for self-realization in future life.
 
Date 2008-01-25
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language ru
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/1257/1/O_Taran_ISP_IPSP..pdf
Таран, Оксана Петрівна (2008) Особливості формування Я-концепції у слабозорих дошкільників Кандидат thesis, Інститут спеціальної педагогіки АПН Укераїни.