Становлення та розвиток системи професійної освіти осіб з вадами слуху в Україні
Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Relation |
http://elibrary.kubg.edu.ua/1277/
|
|
Title |
Становлення та розвиток системи професійної освіти осіб з вадами слуху в Україні
Формирование и развитие системы профессионального образования лиц с недостатками слуха в Украине Formation and development of the professional education system for persons with audition disturbances in Ukraine |
|
Creator |
Єжова, Тетяна Євгенівна
|
|
Subject |
Спецради у інших ВНЗ
|
|
Description |
В диссертации на основе изучения научной литературы по истории и теории сурдопедагогики, нормативно-правовых документов по вопросам народного образования и социальной защиты инвалидов, архивных материалов и изданий Украинского общества глухих представлена целостная картина становления и развития в Украине системы профессионального образования лиц с недостатками слуха как историко-педагогического явления. Хронологические рамки охватывают период с середины ХIХ до начала ХХІ века – от первых попыток прогрессивной общественности создать учебные заведения для глухонемых до качественно нового этапа развития всех звеньев системы специального образования. Выделены основные периоды процесса развития в Украине системы профессионального образования лиц с недостатками слуха. В основу периодизации положено преобладание тех или иных форм профессиональной подготовки, которое, в свою очередь, было обусловлено развитием сурдопедагогической теории и практики, а также отношением государства к проблеме интеграции неслышащих в систему общесвенных отношений. В работе показаны и обоснованы особенности и закономерности возникновения различных форм профессионального образования подростков и молодежи с недостатками слуха (профессионально-трудовая подготовка в школе, получение рабочих специальностей на учебно-производственных предприятиях Украинского общества глухих и на предприятиях госпромышленности, обучение в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях общего типа), проанализирована связь этого процесса с развитием теории и практики сурдопедагогики. Установлено, что обучение в учебных заведениях общего типа оказалось наиболее жизнеспособной и в то же время наименее изученной и методически обеспеченной, особенно в настоящее время, формой профессиональной подготовки лиц с недостатками слуха. Исследован вклад Украинского общества глухих в развитие системы профессионального образования лиц с недостатками слуха. Показана ведущая роль этой организации в становлении и развитии всех форм послешкольной профессиональной подготовки глухих и слабослышащих. Охарактеризованы особенности правовой основы профессиональной реабилитации инвалидов по слуху. Обоснована необходимость конкретизации современных законодательных актов относительно именно этой категории инвалидов, а также необходимость разработки механизма реализации задекларированных в законодательстве положений. Обобщение полученных результатов исследования позволило определить пути дальнейшего усовершенствования системы профессионального образования лиц с недостатками слуха, которая функционирует в Украине: расширение перечня профессий, по которым разрешается обучение и трудоустройство инвалидов по слуху; создание системы довузовской подготовки; внедрение в практику профессионально-технических и высших учебных заведений форм и методов обучения, учитывающих особенности учащихся и студентов с недостатками слуха; обеспечение выпускников рабочими местами У дисертації на основі вивчення наукової літератури з історії та теорії сурдопедагогіки, архівних матеріалів і видань Українського товариства глухих проаналізовано й узагальнено вітчизняний досвід професійної підготовки глухих та слабочуючих і представлено цілісну картину становлення і розвитку системи професійної освіти осіб з вадами слуху в Україні як історико-педагогічного явища. В роботі висвітлено й обґрунтовано особливості та закономірності процесу формування і функціонування різних форм професійної освіти підлітків і молоді з вадами слуху, визначено внесок Українського товариства глухих у розвиток цього процесу, а також проаналізовано зв’язок основних тенденцій досліджуваного процесу з розвитком теорії і практики сурдопедагогіки. На основі вивчення нормативно-правових документів з питань народної освіти і соціального захисту інвалідів охарактеризовано особливості правової основи професійної реабілітації інвалідів по слуху. Узагальнення одержаних результатів дослідження дозволило визначити шляхи подальшого вдосконалення системи професійної освіти осіб з порушеннями слуху, яка функціонує в Україні In the thesis, being based on studying the scientific literature devoted to history and practice of deaf pedagogics, normative-and-legal documents related with problems of public education and social protection for invalids, archive materials and editions of Ukrainian Society of Deafs, the author represents an integral picture of creation and development of the professional education for persons with audition disturbances in Ukraine as a historical-and-pedagogical phenomenon. In the work, shown and substantiated are peculiarities and regularities of the process of formation and functioning inherent to various kinds of professional education for adolescents and youths with audition disturbances, separated are its main stages as well as analyzed is the relation of this process with the development of the theory and practice of deaf pedagogics. Investigated is the contribution of Ukrainian Society of Deafs to the development of the professional education system for persons with audition disturbances. The author characterizes legal foundations for professional rehabilitation of persons disabled with deafness. Generalization of the obtained investigation results enabled to determine the ways of further improvements in the professional education system for persons with audition disturbances, which functions in Ukraine |
|
Date |
2006-10-20
|
|
Type |
Автореферат дисертації
NonPeerReviewed |
|
Format |
text
|
|
Language |
ru
|
|
Identifier |
http://elibrary.kubg.edu.ua/1277/1/T_Yezhova_avt_ref.pdf
Єжова, Тетяна Євгенівна (2006) Становлення та розвиток системи професійної освіти осіб з вадами слуху в Україні Кандидат thesis, Інститут спеціальної педагогіки АПН України. |
|