Запис Детальніше

Психологічний супровід дітей дошкільного і молодшого шкільного віку з гіперактивністю та дефіцитом уваги

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/1291/
 
Title Психологічний супровід дітей дошкільного і молодшого шкільного віку з гіперактивністю та дефіцитом уваги
Психологическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста с гиперактивностью и дефицитом внимания
Psychological assistance of pre-school and primary school age children with hyperactivity and attention deficit
 
Creator Тохтамиш, Олександр Михайлович
 
Subject Спецради у інших ВНЗ
 
Description У дисертації розкриваються теоретико-методологічні та експериментальні підходи до вивчення процесу психологічного супроводу дітей з гіперактивним розладом і дефіцитом уваги (ГРДУ). Дається теоретичний аналіз ступеня розробленості проблеми у медико-психологічній та педагогічній літературі. Окрема увага приділяється аналізу теорій впливу соціального оточення на розвиток гіперактивного розладу з дефіцитом уваги.
Виділяються значущі чинники, які збільшують ризик формування ГРДУ у ранньому віці. Аналізуються методи психологічної діагностики, психологічної корекції і психотерапії дітей дошкільного і молодшого шкільного віку з ГРДУ.
Пропонується авторська методика ескалації тактильного контакту (ЕТК) та досліджується її ефективність у порівнянні з ігротерапевтичною програмою психологічного супроводу дітей з з гіперактивністю і дефіцитом уваги. В дисертації концептуально виділений та експериментально підтверджений один з найвпливовіших чинників ефективного психологічного супроводу дітей з гіперактивністю та дефіцитом уваги, яким є тактильний контакт.
Диссертационное исследование посвящено изучению теоретико-методоло-гических и практических аспектов психологического сопровождения детей с гиперактивным расстройством и дефицитом внимания. Проводится анализ социально-психологической, медико-психологической и педагогической литературы по проблеме, раскрывается концепция и программа исследования, описывается методика и результаты изучения явления, предлагается авторская программа, направленная на снижение уровня гиперактивности с дефицитом внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В работе исследуются теоретические аспекты формирования психических функций в онтогенезе, обусловливающих целенаправленную деятельность, анализируются три группы теорий, объясняющих причины гиперактивного расстройства с дефицитом внимания (ГРДВ) у детей. Особое внимание уделяется анализу факторов социального окружения, увеличивающих риск формирования ГРДВ, таких как родительская позиция, эмоциональный и физический (тактильный) контакт с ребенком. Анализируются понятия бондинга и привязанности и их роль в психомоторном развитии ребенка в раннем возрасте в их влиянии на формирование ГРДВ. Рассматриваются методы диагностики, психологической коррекции и психотерапии гиперактивного расстройства с дефицитом внимания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рассматриваются принципы и подходы поведенческо-терапевтического направления как наиболее применяемого в психологической помощи детям с ГРДВ. Анализируются методики телесного удержания ребенка и методы игротерапевтической направленности.
Изучается и подчеркивается важность системно-интегративного подхода в психологическом сопровождении детей с гиперактивностью и дефицитом внимания. Выделяются важнейшие категории и характеристики функционирования системы и прикладные аспекты работы медицинского психолога, основанные на принципе системности.
Предлагается авторская модификация вопросника детской гиперактивности и дефицита внимания, основанная на подходах классификации и диагностики психических расстройств DSM-IV-R Американской психиатрической ассоциации. Проведена предварительная апробация методики с изучением внутренней корреляции основных шкал вопросника, измеряющих гиперактивность, импульсивность и дефицит внимания.
Разработана авторская методика эскалации тактильного контакта (ЭТК) и экспериментально исследуется ее эффективность в сравнении с программой игротерапевтической направленности. Методика ЭТК создана на основе анализа методик длительного удержания ребенка, таких как холдинг, холдинг-тайм М.Уелч, терапия крепким удержанием (Festhaltetherapie) И.Прекоп, телесный интерактивный тренинг (KIT) Ф.Йенсена. Выделяются атрибутивные характеристики психологического сопровождения в процессе применения методики ЭТК. Экспериментально подтверждается достаточно высокая эффективность как методики ЭТК, так и игротерапевтической программы.
Выделяются факторы, повышающие эффективность программ психологического сопровождения, такие как тактильный контакт и его интенсификация, усвоение ограничений поведения в игровых ситуациях при применении методик игротерапевтической направленности. Влияние психологического сопровождения на снижение проявлений гиперактивности и дефицита внимания у детей обуславливается позитивными изменениями в контакте и взаимодействии родителей и значимых взрослых с ребенком и другими (когнитивными, речевыми, эмоциональными) показателями развития ребенка.
The dissertation is devoted to theoretical and experimental aspects of attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) children psychological assistance. The particular emphasis is putting on analysis of social surroundings influence on ADHD development. The author emphasizes significant factors, which increase the risk of ADHD in early age.
The author’s method of tactile contact escalation for ADHD children is offered as well as experimental researching of its effectiveness in comparison with play therapy program. The factor of tactile contact is rating as one of the most influent in ADHD children’s assistance.
 
Date 2010-05
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/1291/1/%D0%B0%D1%84%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%20%D0%A2%D0%BE%D1%85%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%88.pdf
Тохтамиш, Олександр Михайлович (2010) Психологічний супровід дітей дошкільного і молодшого шкільного віку з гіперактивністю та дефіцитом уваги Кандидат thesis, Інститут психології ім. Г. С. Костюка НАПН України.