Развитие емпатии в профессиональном становлении студентов высших педагогических учебных заведений
Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Relation |
http://elibrary.kubg.edu.ua/1330/
http://disser.com.ua/contents/8692.html |
|
Title |
Развитие емпатии в профессиональном становлении студентов высших педагогических учебных заведений
Розвиток емпатії у професійному становленні студентів вищих педагогічних навчальних закладів Development of empathy is in the professional becoming of students of higher pedagogical educational establishments |
|
Creator |
Кайріс, Олена Дмитрівна
|
|
Subject |
Спецради Університету
|
|
Description |
Диссертация посвящена проблеме формировання педагогической эмпатии в процессе профессиональной подготовки будущего учителя. Научная новизна работы состоит в разработке теоретической функциональной модели эмпатийного педагогического действия. Экспериментально доказана возможность формирования у студентов педагогической эмпатии по специально разработанной программе в процессе обучения в педагогическом вузе. Благодаря подготовке учителя, способного к эмпатийному педагогическому взаимодействию со школьником, становится возможным развитие в каждом ученике качеств субъекта учебной деятельности и поведения, что существенно обогащает воспитательные возможности современной школы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, рекомендаций, списка использованной литературы, приложений. В первой главе рассматриваются современные подходы отечественных и зарубежних исследователей к трактовке эмпатии, дан теоретический анализ явления эмпатии. Раскрываются и прослеживаются особенности развития эмпатии в онтогенезе. Во второй главе определяется и анализируется роль эмпатии в профессиональной деятельности педагога. Эмпатия рассматривается автором с точки зрения ее функциональной роли в педагогическом действии, обосновывается целесообразность включения эмпатии в педагогическое действие в качестве структурного элемента. Третья глава посвящена выявлению влияния эмпатии учителя на развитие субъектности школьника. Показано, что эмпатийность как профессиональная позиция или свойство учителя способствует развитию субъектности учащегося, а именно, таких его проявлений как самостоятельность, ответственность, продуктивность умственной деятельности, успешность во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями и др. взрослыми. Эти результаты подтвердили необходимость развития эмпатии, повышения ее уровня у студентов педагогических вузов, формирования у них педагогической эмпатии. В четвертой главе дано описание организации и результаты работы со студентами с целью развития у них эмпатии как профессионально значимого качества будущего педагога. Автор предлагает разработанную и апробированную им программу развития педагогической эмпатии у студентов средствами психологических дисциплин и активных методов обучения. В выводах дается обобщенный анализ теоретических и экспериментальных результатов исследования, подводятся его основные итоги. Полученная в исследовании информация может использоваться преподавателями педагогических учебних заведений для оптимизации и усовершенствования процесса формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Дисертацію присвячено проблемі формування педагогічної емпатії у професійній підготовці майбутнього вчителя. Емпатія розглядається автором з точки зору її функціональної ролі у педагогічній дії, доводиться необхідність включення емпатії в педагогічну дію як її структурного елемента. В роботі представлено теоретичну функціональну модель емпатійної педагогічної дії, експериментально доведено можливість формування у студентів педагогічної емпатії за спеціально розробленою програмою у процесі навчання в педагогічному вузі. З підготовкою вчителя, здатного до емпатійної педагогічної взаємодії зі школярем, стає можливим розвиток у кожному учневі якостей суб’єкта учбової діяльності та поведінки, що суттєво збагачує виховні можливості сучасної школи. The dissertation is devoted to the problem of the formation of pedagogical empathy in the professional training of a future teacher. Empation is considered by the author from the point of view of its functional role in the pedagogical action. The author underlines the necessity of inclussion of empathy into a pedagogical action as its structural element. The theoretical functional model of the empatic pedagogical action is presented. Possibility of the formation of students' pedagogical empathy according to the elaborated training programme in pedagogical higher educational institutions hes been proved experimentally. The development, in each pupil, the qualities of the educational activity agent becomes possible due to the training of a teacher, who would be ready for empathic pedagogical interaction with a pupil. This would essentially enrich the opportunities of the upbringing in the modern school. |
|
Date |
2002-03-23
|
|
Type |
Автореферат дисертації
NonPeerReviewed |
|
Format |
text
|
|
Language |
ru
|
|
Identifier |
http://elibrary.kubg.edu.ua/1330/1/O_Kayris_REPSVPUZ_IPSP.pdf
Кайріс, Олена Дмитрівна (2002) Розвиток емпатії у професійному становленні студентів вищих педагогічних навчальних закладів Кандидат thesis, Інституту психології ім.Г.С.Костюка АПН України. |
|