Запис Детальніше

Psychological features of overcoming of intrapersonal conflicts by teachers

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/1365/
 
Title Psychological features of overcoming of intrapersonal conflicts by teachers
Психологічні особливості подолання вчителями внутрішньоособистісних конфліктів
Психологические особенности преодоления учителями внутриличностных конфликтов
 
Creator Маланьїна, Тетяна Михайлівна
 
Subject Спецради Університету
 
Description Dissertation is dedicated to the investigation of the features of overcoming of intrapersonal conflicts by teachers. An essence and consequences of intrapersonal conflicts are theoretically defined. The concept maintenance «overcoming of intrapersonal conflicts» are exposed; its basic mechanisms, and also conditions and the factors which influence of its constructability are allocated. Features of conflicts to which teachers tend to experience, their relationship with psychosomatic well-being is empirically revealed. Protective strategies of overcoming which can arise in a situation of the intrapersonal conflict are revealed. Special psychological programs directed to the aid of the teachers in constructive overcoming of intrapersonal conflicts have been developed. Their efficiency is proved.
Дисертація присвячена дослідженню психологічних особливостей подолання вчителями внутрішньоособистісних конфліктів. Визначені сутність і наслідки внутрішньоособистісних конфліктів. Розкрито зміст поняття «подолання внутрішньоособистісних конфліктів», виділено його основні механізми, а також передумови і чинники, які впливають на його ефективність. Емпірично виявлено особливості внутрішньоособистісних конфліктів, до переживання яких схильні вчителі, їх зв’язок із психосоматичним благополуччям. Виявлено захисні стратегії подолання, які можуть виникати у ситуації внутрішньоособистісного конфлікту. Розроблено спеціальні психологічні програми, спрямовані на допомогу вчителям у конструктивному подоланні внутрішньоособистісних конфліктів, доведена їх ефективність.
Диссертация посвящена исследованию психологических особенностей преодоления учителями внутриличностных конфликтов. Определены суть и последствия внутриличностных конфликтов. Раскрыто содержание понятия «преодоление внутриличностных конфликтов», выделены его основные механизмы, а именно: выбор и преобразование составляющих внутриличностного конфликта. Определены условия и факторы, влияющие на конструктивность преодоления, среди которых: осознание внутриличностных противоречий и их причин; понимание и принятие собственных эмоций и потребностей; построение собственной дифференцированной системы ценностей, актуализация смыслоутверждающих ценностей; развитие самоценности, уверенности, ощущения самоэффективности, способности осуществлять выбор; усиление реалистичности мышления, уровня притязаний, восприятия времени; реалистическое объединение экстернального и интернального локусов контроля; проработка неадаптивных мыслей, предубеждений и страхов; развитие саморефлексии и достижение оптимального уровня интроспекции; развитие саморегуляции; развитие компетенций в разрешении проблемных ситуаций и др.
Эмпирически выявлены особенности конфликтов, к переживанию которых склонны учителя. Доказано, что внутриличностные конфликты учителей связаны с психосоматическим благополучием: у учителей, негативно оценивающих своё психосоматическое состояние, внутриличностные конфликты и их проявления более выражены в сравнении с учителями без значительных проблем в психосоматической сфере.
Экспериментально подтверждено, что в ситуации внутриличностного конфликта у учителей повышается риск наднормативного действия разных форм и типов психологической защиты. Выявлены защитные стратегии преодоления, которые могут возникать у учителей в ситуации внутриличностного конфликта: защитная стратегия с тенденцией к внутреннему Я-отграничению и защитная стратегия с тенденцией к обесцениванию ценностей. Разработаны специальные психологические программы, направленные на помощь учителям в конструктивном преодолении внутриличностных конфликтов, доказана их эффективность.
 
Date 2012-01-17
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language ru
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/1365/1/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82doc.pdf
Маланьїна, Тетяна Михайлівна (2012) Психологічні особливості подолання вчителями внутрішньоособистісних конфліктів Кандидат thesis, Київський університет імені Бориса Грінченка.