Запис Детальніше

The horizon of expectations and its functioning in the literary process (on the materials of the Ukrainian Literature of 1920-30ies)

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/1686/
 
Title The horizon of expectations and its functioning in the literary process (on the materials of the Ukrainian Literature of 1920-30ies)
Горизонт сподівань та його функціонування в літературному процесі (на матеріалі української літератури 20-30-х років ХХ ст.)
Горизонт ожиданий и его функционирование в литературном процессе (на материале украинской литературы 20-30-х годов ХХ в.)
 
Creator Сінченко, Олексій Дмитрович
 
Subject Спецради у інших ВНЗ
 
Description The dissertation deals with the literary criticism problems of aesthetic of reception.. Basing on semiotic, communicative, structural, post-structural, culturologic methodological concepts, a notion of the horizon of expectations and the rules of interaction of reader’s receptions are defined in the dissertation.
Among the problems of reception from the point of view of hermeneutic approach the main attention is concerned upon the stages of reception, understanding and interpretation as well as the different horizons of reading. The phenomenon of movement of horizons and connected difficulties of fusions of horizons in acts of reception, interpretation are analyzed.
Urgent for the modern theory the problem of realization of reader’s reception, the art world of the poet and his perception by readers are examined.
Having analysed an extensive literary material of the Ukrainian literature of 20th century, it was distinguished three basic types of the discourse of the Soviet literature –the futurism, proletarian and socrealism literatures.
Дослідження присвячене аналізу горизонту сподівань та його функціонування в українському літературному процесі 20-30-х років ХХ століття. У дисертації систематизовано основні концепції рецептивних теорій ХХ століття в зарубіжному (Р. Інгарден, Г.Г. Гадамер, М. Бахтин, Г.Р. Яусс, В. Ізер) і вітчизняному (І. Франко, О. Потебня, Б. Грінченко О. Білецький) літературознавстві.
У роботі конкретизується поняття горизонту сподівань і простежується його функціонування в радянській літературі. Виокремлюються три типи дискурсів, характерних для української літератури 20-30-років ХХ століття, – авангардистський, пролетарський, соцреалістичний. Вказується на те, що основними чинниками, які об’єднали такі відмінні, на перший погляд, літературні дискурси, були перегляд літературних традицій, створення нових уявлень про значення мистецтва в суспільному житті, пошук і виховання власного читача.
Исследование посвящено анализу горизонта ожиданий и его функционирования в украинском литературном процессе 20-30-годов ХХ века. В диссертации изложены главные идеи рецептивных теорий ХХ столетия в зарубежном (Р. Ингарден, Г.- Г. Гадамер, М. Бахтин, Г.Р. Яусс, В. Изер) и украинском (И. Франко, А. Потебня, Б. Гринченко А. Белецкий) литературоведении.
Понятие горизонта характерно для большинства литературных теорий ХХ века. Начиная с феноменологии Э. Гуссерля, сквозь герменевтику Г.Г. Гадамера к рецептивной эстетики 60-х годов, оно постепенно трансформируется в понятие “горизонт ожиданий” и означает не просто эпистемиологическую рамку познания, как у Гуссерля, а читательские интенции, без которых невозможна не только рецепция художественного произведения, но и функционирование литературного процесса в целом. Понятие горизонта ожиданий является совокупностью социальных, культурно-исторических, психологических и эстетических убеждений как автора, так и читателя.
Анализ “социально-формирующей функции искусства” (Г.Р. Яусс), что выступает одним из элементов функционирования горизонта ожиданий, использован в работе для изучения феномена “советской литературы”. Концепция “советской литературы” выстраивается на основании идеологической установки и состоит из трех разновидностей дискурса, характерных для украинской литературы 20-30-годов ХХ века: авангардистского, пролетарского, соцреалистического. Главное, что объединило эти, на первый взгляд, разные направления, – ревизия литературных традиций, создание новых концепций о значении искусства для общественной жизни, поиск и воспитание своего читателя.
Авангардистский дискурс зародился в системе производства пролетарской культуры и был ориентирован на урбанизацию украинской культуры в целом. Главными его репрезентантами стали футуристы (М. Семенко, Гео Шкурупий, А. Слисаренко) и конструктивисты (В. Полищук, Л. Чернов). Главной технологией авангардистов было разрушение горизонта ожиданий литературы народнического и символистского направлений, они экспериментировали в сфере художественной формы, которую использовали для формирования новой психики и мировоззрения читателя. Наиболее это отразилось на деятельности группы “Нова генерація”, представители которой воспринимали искусство как идеологический инструмент и, производя экспериментальные исследования, пытались отыскать наиболее эффективные формы активного воздействия на психофизиологию читателя. Это сказывалось и на разработке новых жанров – функциональной поэзии, репортажа, фактажа, “левого рассказа”, “левого романа”. Анализируются причины, по которым проэкт авангардистской литературы как массовой и революционной не состоялся.
Дискурсы пролетарской литературы и литературы соцреалистической рассматриваются как разновидности литературных практик, нацеленных на воспитание читателя. Пролетарская литература имела полистилистический характер и, подобно авангардизму, была направлена на эксперимент. Разница была только в том, что авангардистское экспериментирование имело формальный характер, а в пролетарской литературе главный акцент делался на тематической модификации содержания. Социалистический реализм – последний и наиболее искусный этап на пути к государственности литературы, ее подчинения партийной идеологии.
Интенциональный характер пролетарской, а затем и соцреалистической литературы основывался на активном моделировании жизненной практики реципиента, его горизонта ожиданий. Изучение горизонта ожиданий как раз и является тем механизмом, который дает возможность увидеть не только идеологические, но и имманентные законы развития советской литературы в целом. Оно также содействует изучению влияния литературного произведения на читателя приемов, которые способствовали популярности советской литературы.
 
Date 2006
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language ru
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/1686/1/O_Sinchenko_GSFLP_GI.pdf
Сінченко, Олексій Дмитрович (2006) Горизонт сподівань та його функціонування в літературному процесі (на матеріалі української літератури 20-30-х років ХХ ст.) Кандидат thesis, НАН України.