The syncretism of imagery in the Ukrainian literature of the second half of 19th – the beginning of the 20th centuries
Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Relation |
http://elibrary.kubg.edu.ua/1693/
|
|
Title |
The syncretism of imagery in the Ukrainian literature of the second half of 19th – the beginning of the 20th centuries
Синкретизм художньої образності в українській прозі другої половини ХІХ – початку ХХ століття Синкретизм художественной образности в украинской прозе второй половины ХІХ – начала ХХ века |
|
Creator |
Єременко, Олена Володимирівна
|
|
Subject |
Спецради Університету
|
|
Description |
In the thesis the concept of imagery syncretism, the immanent feature of culture in general and of belles-lettres in particular is set out. In this study the Ukrainian literature of the second half of 19th – the beginning of 20th centuries proves to be syncretic in all its manifestations since in the centre of artistic resources there is always a multidimensional, multiple view figure of a human being. The manifests of syncretism encompass the process and the result of literary works: artistic text, imagery (the structure and interaction of all its levels), the author, the narrator, the recipient and fiction, genre of the piece of literature. The syncretism is defined as the specific unity of literary work elements, inconclusive merging of various text levels, that keep its qualities, unifies all layers of the text body, yet separates them creating unique systemness of a certain piece of work. Literary work perceived from the position if imagery syncretism is exposed at a original artistic perspective, intensifying receptive processes.
У дисертації представлена концепція синкретизму художньої образності (СХО), іманентної прикмети культури взагалі й художньої літератури зокрема. Українська література другої половини ХІХ – початку ХХ століть в дослідженні постає синкретичною в усіх своїх виявах, оскільки завжди в центрі художнього моделювання – багатовимірна, багатовекторна постать людини. У проявах синкретизму закріплено процес і результат літературної творчості: художній текст, образність (структура і взаємодія всіх його рівнів), автор, наратор, реципієнт і художня література, жанр твору. Синкретизм трактується як специфічна єдність елементів літературного твору, неостаточне злиття різнорідних рівнів тексту, що при цьому зберігають свої якості, об'єднує всі пласти текстового масиву й водночас розмежовує їх, створюючи неповторну системність окремого твору. Літературний твір, осмислений із позицій синкретизму художньої образності, постає в несподіваному мистецькому ракурсі, активізує рецептивні процеси. В диссертации впервые представлена концепция синкретизма художественной образности (СХО), имманентного признака культуры вообще и художественной литературы в частности. Украинская литература второй половины ХІХ – начала ХХ века в исследовании предстает синкретической во всех своих проявлениях, поскольку всегда в центре художественного моделирования оказывается многовекторная сущность человека. В реализации синкретизма закреплены процесс и результат литературного творчества: художественный текст, образность (структура и взаимодействие всех его уровней), автор, нарратор, реципиент и художественная литература, жанр произведения. Синкретизм трактуется как специфическое единство элементов литературного произведения, неокончательное слияние разнородных уровней текста, который при этом сохраняет свои качества, объединяет все пласты текстового массива и одновременно разграничивает их, создавая неповторимую системность отдельного произведения. Литературное произведение, осмысленное с позиций синкретизма художественной образности, предстает в неожиданном художественном ракурсе, активизирует рецептивные процессы. Автор утверждает, что существование синкретизма основано на структурной единице художественного сознания – образе. Образность функционирует как понятие эклектическое и одновременно сфокусированное на сознании человека. Магистральными чертами образности, на которых основан ее синкретизм, в работе представлены динамичность, дифференцированность и сенсорная обеспеченность. Художественная литература как система словесных образов, результат словесного моделирования действительности предстает доминирующим видом искусства благодаря своей синкретичности, приобретает возможность максимально влиять на реципиента. Синкретические художественные процессы реализуются не только в виде оппозиций либо параллельного бытия, а и как константная связь разных уровней художественного текста, объединенных синкретизмом жанровых, стилевых особенностей, идиостиля конкретного автора. Синкретизм художественной образности зарождается в художественном тексте в результате взаимосвязанности экстратекстових (общественно значимых, общекультурных и психологических) и интратекстовых (внутренние факторы литературного произведения) характеристик. Вследствие этого текст предстает как синкретический результат самосознания автора, психической жизни реципиента, движущих сил духовной культуры и закономерностей становления художественного текста. В исследовании синкретизма художественной образности диссертант предлагает такие модели: по происхождению – содержательная (подвиды: по авторской интенции и читательской рецепции), когда в комбинаторных соединениях взаимодействуют элементы идейно-тематичного аспекта произведения; формальная (литературный и экстралитературный подвиды), когда структурные элементы текста соединяются сравнительно автономно. Превалирует комбинированная конфигурация, когда обе модели переплетаются между собой. По направленности, в зависимости от количества и системы взаимодействия компонентов текстовой уровневой иерархии, синкретизм может быть бинарным и поликомпонентным. В бинарном заметны прежде всего влияния явлений, формирующих образ (эмоциональные, анализаторные, рациональные), в поликомпонентном – их центростремительность или центробежность, сориентированность на разнообразие художественных средств. Виды и модификации синкретизма связаны с иерархией уровней текста. Выделяются синкретические видоизменения художественных направлений (на пересечении творческих методов). Модификациями синкретизма в текстах являются диффузия, контаминация, дифференциация и интеграция. Укранская литература ХІХ века является периодом, наиболее характерологическим для гармоничного и одновременно дисбалансированого функционирования СХО в образе, тексте и их взаимодействии. Энергетическое напряжение художественного образа синкретически реализуется в творчестве как корифеев искусства слова, так и менее известных писателей. Наиболее распространенным синкретическим явлением в украинской прозе середины ХІХ века стало взаимопроникновение романтизма и реализма именно на уровне художественных направлений. Уже начало ХХ века характеризуется экспансией модернистского сознания, которое в литературе предстает в виде взаимодействия тенденций реалистического искусства и других художественных течений. Максимально продуктивными среди них были натурализм, неоромантизм, символизм, импрессионизм, футуризм, неокласицизм и др. Реализуясь через художественно-естетическое единство, предпосылки выделения свойственных эпохе жанровых модификаций преимущественно материализуются через деформацию и трансформацию открытой жанровой модели, ее практическое воплощение в конкретных произведениях. Сохранение нормативных признаков, соотношение общепринятых и индивидуальных особенностей в жанровой организации текста дают возможность установить закономерности функционирования жанров в конкретный литературный период. Адаптированный к характеристике прозы исследуемой эпохи термин синкретизм является попыткой унификации и универсализации разноплановых явлений художественного мира каждого конкретного писателя. |
|
Date |
2008
|
|
Type |
Автореферат дисертації
NonPeerReviewed |
|
Format |
text
|
|
Language |
ru
|
|
Identifier |
http://elibrary.kubg.edu.ua/1693/1/O_Yeremenko_SHOUP_GI.pdf
Єременко, Олена Володимирівна (2008) Синкретизм художньої образності в українській прозі другої половини ХІХ – початку ХХ століття Кандидат thesis, Київський національний університет імені Тараса Шевченка. |
|