Lina Kostenko’s versification (metrics, rhythmics, strophics, stylistic phonetics)
Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Relation |
http://elibrary.kubg.edu.ua/1699/
|
|
Title |
Lina Kostenko’s versification (metrics, rhythmics, strophics, stylistic phonetics)
Версифікація Ліни Костенко (метрика, ритміка, строфіка, фоніка) Версификация Лины Костенко (метрика, ритмика, строфика, фоника) |
|
Creator |
Башкірова, Ольга Миколаївна
|
|
Subject |
Спецради Університету
|
|
Description |
The dissertation is devoted to the research of Lina Kostenko’s versification. For the first time in the Ukrainian literary studies on the basis of the complex versificational analysis of lyric and lyrico-epic works of the poetess of 1957 – 1989 the main tendencies of the development of her metrical, strophical and phonical repertoire are defined. The attempt of division into periods of the author’s creative work with calculation of not only the peculiarities of the evolution of her poetical forms but the imagery, problematics, the main creative methods is made. The dynamics of the development of versification on these stages is being reasearched from the position of integrity of the literary composition through the opening of the role of the poetic factor in the general structure of idiostyle. The poetess’ versification has been examined as one of the most important factors of the display of the creative originality and at the same time as an example of form and sense search of poets of 60s. The problem of interaction of the traditions of classical versification and innovations, transformation of folk poetical forms is also being deeply studied. Дисертацію присвячено дослідженню версифікації Ліни Костенко. Вперше в українському літературознавстві на основі комплексного віршознавчого аналізу ліричних та ліро-епічних творів поетеси 1957 – 1989 років визначено провідні тенденції розвитку її метричного, строфічного та фонічного репертуару. Здійснено спробу періодизації творчості авторки з урахуванням не тільки особливостей еволюції поетичних форм, а й образності, проблематики, основних творчих прийомів. Динаміка розвитку версифікації на цих етапах досліджується з позицій цілісності літературного твору, через розкриття ролі віршувального чинника в загальній структурі ідіостилю. Віршування поетеси розглянуто як один із найважливіших факторів вияву творчої самобутності й водночас – як зразок формозмістових шукань шістдесятників; поглиблено вивчається проблема взаємодії традицій класичного віршування і новаторства, трансформації народнопоетичних форм. Диссертация посвящена исследованию версификации Лины Костенко. Впервые в украинском литературоведении на основе стиховедческого анализа лирических и лиро-эпических произведений поэтессы определяются основные тенденции развития её метрического, строфического и фонического репертуара. Анализ охватывает поэтические книги 1957 – 1989 годов, включая верстку неизданного сборника “Зоряний інтеграл”, а также романы в стихах “Маруся Чурай” и “Берестечко”. В работе осуществлена попытка периодизации творчества автора с учетом не только особенностей эволюции поэтических форм, но и образности, проблематики, основных творческих приемов. Динамика развития версификации на этих этапах исследуется с позиций целостности литературного произведения, через раскрытие роли фактора стихосложения в структуре идиостиля. Версификация поэтессы рассматривается как одна из важнейших составляющих проявления творческой самобытности и в то же время – как пример формосодержательных поисков шестидесятников. Черты, характерные для версификации литературного шестидесятничества, выделяются на всех этапах творческой эволюции Лины Костенко. К ним относится, в первую очередь, тяготение к сложным, неоднородным метрическим структурам, разработка широкого спектра дольниковых размеров, обращение к верлибру сложного типа, новаторское переосмысление традиционных строфических форм (циклы “Летючі катрени” и “Інкрустації”). В то же время основой версификационного репертуара всегда остаются традиции классического стихосложения, они формируют пространство творческих поисков. Версификация поэтессы эволюционирует в направлении активизации классических тенденций (экспансия 5-стопного ямба, возрастание роли силабо-тоники в составе переходных метрических форм и полиметрических композиций, усиление тенденции к монометрической организации лиро-эпоса). В работе также исследуется проблема переосмысления и трансформации народнопоэтических форм. Характер такой трансформации обусловлен особенностями художественного мышления Лины Костенко: элементы фольклорного стихосложения используются не на уровне простой стилизации, а в диалогическом контексте глубокого философского осмысления бытия народа. Поэтому непосредственные обращения к народнопоэтическим формам встречаются редко – автор использует их как адекватное выразительное средство, призванное установить аллюзивную связь с современностью. Обобщения и выводы, представленные в работе, базируются на результатах статистического анализа, полученных в ходе исследования с помощью квантитативных методов лирики и лиро-эпоса Лины Костенко и оформленных в виде таблиц. |
|
Date |
2005
|
|
Type |
Автореферат дисертації
NonPeerReviewed |
|
Format |
text
|
|
Language |
ru
|
|
Identifier |
http://elibrary.kubg.edu.ua/1699/1/O_Bashkirova_VLK_GI.pdf
Башкірова, Ольга Миколаївна (2005) Версифікація Ліни Костенко (метрика, ритміка, строфіка, фоніка) Кандидат thesis, Київський національний університет імені Тараса Шевченка. |
|