Запис Детальніше

Формування культури життєвого самовизначення старшокласників засобами освітнього тренінгу

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/1855/
 
Title Формування культури життєвого самовизначення старшокласників засобами освітнього тренінгу
Формирование культуры жизненного самоопределения старшеклассников посредством образовательного тренинга
High School students’ Life Skills Formation by means of educational training
 
Creator Цюман, Тетяна Петрівна
 
Subject Спецради у інших ВНЗ
 
Description Дисертація на здобуття ступеня кандидата педагогічних наук зі спеціальності 13.00.05 – соціальна педагогіка – Інститут проблем виховання АПН України, Київ, 2008.
Дисертація присвячена проблемі формування культури життєвого самовизначення учнів старших класів загальноосвітніх навчальних закладів. У роботі визначено теоретико-методологічні основи понять «самовизначення» «життєве самовизначення», «культура особистості», «культура життєвого самовизначення», які існують у різних галузях гуманітарної науки, представлено механізми формування культури життєвого самовизначення старшокласників, проаналізовано потенціал освітнього тренінгу як засобу формування культури життєвого самовизначення. На основі аналізу вітчизняних та зарубіжних програм сприяння життєвим навичкам, визначено модель соціально-педагогічної роботи з цього питання в Україні. Презентовано зміст, структуру, механізми та соціально-педагогічні умови впровадження в практику загальноосвітніх навчальних закладів інтегративного курсу «Культура життєвого самовизначення»
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.05 – социальная педагогика – Институт проблем воспитания АПН Украины, Киев, 2008.
В диссертации исследуется проблема формирования культуры жизненного самоопределения учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений. Проведенный анализ философских, психологических, педагогических, культурологических подходов позволил определить, что культура жизненного самоопределения – это интегральная характеристика личности, которая свидетельствует о степени ее жизненной компетентности, восприятия себя субъектом собственной жизни на базе сформированных жизненных смыслов, позиций, планов и проявляется в готовности личности осуществлять жизненные выборы, программу и нести за них ответственность.
В работе определено, что структура культуры жизненного самоопределения состоит из четырех базовых компонентов: отношение к себе (личностное самоопределение), к другим (самоопределение в коммуникативной сфере), к деятельности (профессиональное самоопределение), к окружающему миру (самоопределение в обществе).
Установлено, что механизмами формирования культуры жизненного самоопределения внутренние (внутренняя позиция, мотивационно-волевые качества и система жизненных целей личности) и внешние (социокультурная ситуация развития, требования и возможности социальной среды, система общественных ценностей) факторы и их взаимодействие. В работе представлено авторское определение образовательного тренинга как формы социально-педагогической работы, направленной на приобретение жизненной компетентности путем не только овладения знаниями, но и жизненно-практическими навыками, эмоционально-личностным опытом с использованием интерактивных средств обучения.
Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена эффективность социально-педагогических условий формирования культуры жизненного самоопределения, а именно: учет возрастных, социокультурных особенностей старшеклассников; наличие разработанных и апробированных образовательных тренингов с научно-методическим обеспечением; существование программы предварительной подготовки педагогов-тренеров из числа социальных работников, социальных педагогов, психологов, преподавателей, учителей, а также их научно-методическое обеспечение и сопровождение; создание общими усилиями педагогов, старшеклассников, родителей образовательного пространства, в котором культивируется осознание себя субъектом собственной жизни, способность к постоянному саморазвитию, жизнетворчеству, активной общественной позиции и социальному партнерству.
Определены четыре критерия сформированности культуры жизненного самоопределения старшеклассников и их показатели: осмысленность жизни (показатели – результативность жизни, удовлетворенность ее процессом, наличие жизненных целей); субъектности (показатели – сформированность Я-концепции, общая осмысленность жизни), рефлексивности (показатели – удовлетворенность жизнью, ее эмоциональная насыщенность), интернальности и экстернальности (показатели – ориентация на себя, ориентация на окружение).
Разработано и апробировано программу подготовки педагогов-тренеров интегративного курса «Культура жизненного самоопределения», которая предполагает знакомство со средствами образовательного тренинга, овладение практическими навыками их использования, осознание логико-структурной схемы курса, его целостности
The dissertation on competition of a scientific degree of the candidate of the pedagogical sciences on a speciality 13.00.05 – social pedagogy – Institute of problems of the Academy of APS of Ukraine, Kyiv, 2008.
Dissertation research is devoted to the problem of life skills culture formation of the students of the senior students of the secondary schools. Theoretical and methodological backgrounds of the existing in different branches of humanitarian sciences terms “self-determination”, personality’s culture”, “life skills education” are determined; life skills determination mechanism of the schools senior students is presented; the potential of the educational training as a means of life skills education has been analyzed.
Basing on analysis of domestic and foreign life skills promotion programs, the strategy of social-pedagogical work of this sphere in Ukraine is being determined.
The content, structure, methodology and social-pedagogical conditions of the integrative course “Life Skills Education” implementation as a process of cultural-pedagogical modeling of a personality is being represented
 
Date 2008
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/1855/1/T_ZUMAN_FKGSSZOT_KSP%26KO_IPSP.pdf
Цюман, Тетяна Петрівна (2008) Формування культури життєвого самовизначення старшокласників засобами освітнього тренінгу Кандидат thesis, Інститут проблем виховання АПН України.