Запис Детальніше

ПРОГНОЗУВАННЯ ВТОМНОГО РУЙНУВАННЯ ОБШИВКИ ФЮЗЕЛЯЖУ, ВИГОТОВЛЕНОЇ З ПЛАКОВАНОГО АЛЮМІНІЄВОГО СПЛАВУ

Наукові журнали НАУ

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title ПРОГНОЗУВАННЯ ВТОМНОГО РУЙНУВАННЯ ОБШИВКИ ФЮЗЕЛЯЖУ, ВИГОТОВЛЕНОЇ З ПЛАКОВАНОГО АЛЮМІНІЄВОГО СПЛАВУ
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСТАЛОСТНОГО РАЗРУШЕНИЯ ОБШИВКИ ФЮЗЕЛЯЖА, ИЗГОТОВЛЕННОЙ ИЗ ПЛАКИРОВАННОГО АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА
FATIGUE FAILURE PREDICTION FOR FUSELAGE SKIN MADE OF ALCLAD ALUMINIUM ALLOY
 
Creator Karuskevich, M.; National Aviation University
 
Subject
допустиме пошкодження; втомна тріщина; деформаційний рельєф
УДК 620.179.1

допустимое повреждение; усталостная трещина; деформационный рельеф
УДК 620.179.1

damage tolerance; fatigue crack; deformation relief
UDC 620.179.1
 
Description В останні десятиріччя в цивільній авіації знаходить все більше розповсюдження принцип допустимого пошкодження (Damage Tolerance), відповідно до якого тривалість експлуатації залежить від швидкості розвитку дефектів. Одним із розповсюджених дефектів є втомна тріщина. Швидкість розповсюдження втомних тріщин визначається, як правило, відповідно до принципів механіки руйнування, проте, як показали проведені експерименти, прогнозування процесу руйнування плакованих алюмінієвих сплавів може виконуватися на основі аналізу локального накопиченого втомного пошкоджування. В статті представлено основи експериментально-аналітичного методу визначення тривалості стадії розповсюдження втомних тріщин в плакованих алюмінієвих сплавах. Метод базується на використанні регресійних рівнянь, які встановлюють звязок кінетики втомних тріщин з накопиченим у концентраторів напружень втомним пошкодженням. В якості характеристики локального втомного пошкодження використовуються характеристики деформаційного рельєфу поверхні, що формується в процесі циклічного навантажування. Кількісний аналіз деформаційного рельєфу виконується компьютерізованим оптичним методом, ідеологія якого, а також приборне і програмне забезпечення розроблені в Національному авіаційному університеті.
В последние годы в гражданской авиации находит все большее применение находит принцип допустимого повреждения  (Damage Tolerance), в соответствии с которым продолжительность эксплуатации зависит от скорости развития дефектов. Одним из распространенных дефектов является усталостная трещина. Скорость распространения усталостных трещин определяется, как правило, в соответствии с с принципами механики разрушения, однако, как показали  проведенные эксперименты, прогнозирование процесса разрушения плакированных алюминиевых сплавов может выполняться на основе анализа локального накопленного усталостного повреждения. В статье представлены основы экспериментально-аналитического мотода определения продолжительности стадии распространения усталостных трещин в плакированных алюминиевых сплавах. В основе метода использование регрессионных уравнений, связывающих кинетику усталостных трещин с накопленным у концентраторов напряжений усталостным повреждением. В качестве характериситки локального усталостного повреждения используются характеристики деформационного рельефа поверхности, формирующегося в процессе циклического нагружения. Количественный анализ деформационного рельефа выполняется компьютеризированным оптическим методом, идеология которого, а также приборное и программное обеспечение разработаны в Национальном авиационном университете.
In spite of significant progress achieved in last years in the field of the providing the strength and lifespan of aircraft structures, fatigue cracks remain to be common defect that can be revealed at the diagnostic of the aircraft technical state. The skin of the majority of modern planes made of alclad aluminium alloy. The presented paper directed on the development of the new empirical-analytical method for the estimation of the duration of fatigue crack propagation in alclad aluminium alloys. The method is based on the usage of the regression equations, establishing the relationship between fatigue crack kinetic and damage accumulated near the stress concentrator. As the characteristics of the local damage, the following quantitative parameters of the deformation relief are used: the damage parameter D, which characterizes saturation of the relief; fractal dimension of the deformation relief clusters  Dp/s,, which is a characteristic of the shape of deformation relief clusters.  The quantitative analysis of the relief may be conducted by the analysis of the digital photos, obtained with magnification 200x-400x
 
Publisher National Aviation University
 
Contributor


 
Date 2013-11-07
 
Type


 
Format application/pdf
application/pdf
 
Identifier http://jrnl.nau.edu.ua/index.php/SBT/article/view/4868
 
Source Science-based technologies; Том 18, № 2 (2013); 129-132
Наукоемкие технологии; Том 18, № 2 (2013); 129-132
Наукоємні технології; Том 18, № 2 (2013); 129-132
 
Language uk