Запис Детальніше

ОСОБЛИВОСТІ ЕВОЛЮЦІЇ ДЕФОРМАЦІЙНОГО РЕЛЬЄФУ НА ПОВЕРХНІ СПЛАВУ Д16АТ ПРИ ВИПАДКОВОМУ НАВАНТАЖУВАННІ

Наукові журнали НАУ

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title ОСОБЛИВОСТІ ЕВОЛЮЦІЇ ДЕФОРМАЦІЙНОГО РЕЛЬЄФУ НА ПОВЕРХНІ СПЛАВУ Д16АТ ПРИ ВИПАДКОВОМУ НАВАНТАЖУВАННІ
ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ДЕФОРМАЦИОННОГО РЕЛЬЕФА НА ПОВЕРХНОСТИ СПЛАВА Д16АТ ПРИ СЛУЧАЙНОМ НАГРУЖЕНИИ
FEATURE OF D16AT ALUMINUM ALLOY DEFORMATION RELIEF EVOLUTION UNDER VARIABLE AMPLITUDE LOADING
 
Creator Yutskevych, S.; National Aviation University
 
Subject
втома; деформаційний рельєф; випадкове навантажування; граничний стан
УДК 629.735.015.4:620.179.1(042.3)

усталость; деформационный рельеф; случайные погрузки; предельное состояние
УДК 629.735.015.4:620.179.1(042.3)

fatigue; deformation relief; variable amplitude loading; boundary state
UDC 629.735.015.4:620.179.1(042.3)
 
Description Отримання інформації про поточний стан конструкції літака є ключовим завданням при визначенні його залишкового ресурсу. Розвиток нових технологій в галузі неруйнівного контролю дозволив розробити і почати реалізовувати загальні підходи методу контролю технічного стану конструкції ( Structural Health Monitoring ) . У НАУ був розроблений датчик втоми, що представляє собою компактний зразок з плакованого конструкційного сплаву Д16АТ, який кріпиться до контрольованого об'єкту. При циклічному навантаженні в результаті інтенсивної пластичної деформації на поверхні датчика відбувається формування деформаційного рельєфу (ДР) , який служить індикатором накопиченої контрольованим об'єктом пошкодженості. У свою чергу, у статті запропоновано метод контролю ДР на поверхні обшивки літака, виготовленої зі сплаву Д16АТ. Зміна ДР на поверхні сплаву контролювалася за допомогою інтерференційного нанопрофілометра Micron Alpha при випадковому циклічному навантаженні. Еволюція ДР визначалася кількісно за допомогою параметрів насиченості ДР, шорсткості і пластичної деформації поверхні. Отримані результати описують особливості зміни параметрів ДР при навантаженні за стандартизованою програмою MiniTWIST.
Получение информации о текущем состоянии конструкции самолета является ключевой задачей при определении его остаточного ресурса. Развитие новых технологий в области неразрушающего контроля позволило разработать и начать реализовывать общие подходы метода контроля технического состояния конструкции (Structural Health Monitoring).  В НАУ был разработан датчик усталости, представляющий собой компактный образец из плакированного конструкционного сплава Д16АТ, который крепится к контролируемому объекту. При циклическом нагружении в результате интенсивной пластической деформации на поверхности датчика происходит формирование деформационного рельефа (ДР), который служит индикатором накопленной контролируемым объектом поврежденности. В свою очередь, в статье предложен метод контроля ДР на поверхности обшивки самолета, изготовленной из сплава Д16АТ. Изменение ДР на поверхности сплава контролировалась при помощи интерференционного нанопрофилометра Micron Alpha при случайном циклическом нагружении. Эволюция ДР определялась количественно при помощи параметров насыщенности ДР, шероховатости и пластической деформации поверхности. Полученные результаты описывают особенности изменения параметров ДР при нагружении по стандартизированной программе MiniTWIST.
Information of aircraft structure and, basically, material state obtaining is the main task for residual life estimation. New approaches of non-destructive testing technology develop Structural Health Monitoring systems, the key elements of which are sensors. Developed in NAU Deformation Relief (DR) fatigue sensor is compact specimen of D16AT alclad aluminum alloy which fasten to controlled object. Under cyclic loading there is the intensive plastic deformation of alclad, leading to DR formation on the sensor surface which acts as the indicator of the cumulated damage. In this article was proposed to control DR evolution of the aircraft skin, which is produced from D16AT. The test specimen alclad surface control zones were inspected with interfere optical nano-profiler Micron Alpha under variable amplitude loading. During surface monitoring were defined DR saturation, surface roughness and surface plastic deformation parameters. It was estimated features of the DR parameters under MiniTWIST standardized load sequences.
 
Publisher National Aviation University
 
Contributor


 
Date 2013-11-07
 
Type


 
Format application/pdf
application/pdf
 
Identifier http://jrnl.nau.edu.ua/index.php/SBT/article/view/4925
 
Source Science-based technologies; Том 18, № 2 (2013); 149-152
Наукоемкие технологии; Том 18, № 2 (2013); 149-152
Наукоємні технології; Том 18, № 2 (2013); 149-152
 
Language uk