Социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития украинской экономики
Electronic Archive of Sumy State University
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития украинской экономики
Corporate Social Responsibility as a Factor of Sustainable Development of Ukrainian Economy |
|
Creator |
Петрушенко, Юрій Миколайович
Петрушенко, Юрий Николаевич Petrushenko, Yurii Mykolaiovych Дудкін, Олександр Валентинович Дудкин, Александр Валентинович Dudkin, Oleksandr Valentynovych |
|
Subject |
социальная ответственность
устойчивое развитие предприятия идентичность персонала social responsibility sustainable development of an enterprise personnel identity соціальна відповідальність стійкий розвиток підприємства ідентичність персоналу |
|
Description |
Мета статті – визначити вплив практик соціальної відповідальності бізнесу на стійкість розвитку підприємств . Завдання статті: 1) проаналізувати глобальні тенденції, які сприяли поширенню соціальної відповідальності бізнесу; 2) визначити мотиви соціально відповідальної поведінки підприємств в сучасних умовах; 3) виявити особливості прояву принципів соціальної відповідальності у господарській діяльності підприємств України; 4) визначити спосіб впливу соціальної відповідальності підприємств на стійкість їх розвитку . Процес розвитку суспільства відкриває для його членів раніше недоступні можливості, але також висуває до них і нові вимоги. Збільшення суспільних вимог до економічної діяльності в першу чергу реалізувалося в поширенні концепції корпоративної соціальної відповідальності. Прихильники вільного ринку вірять у те , що бізнесмени найбільшою мірою служать суспільству тільки в тому випадку, коли прагнуть досягти особистого інтересу. Прихильники соціальної відповідальності бізнесу не заперечують ефективності мотиву максимізації прибутку, але також вважають, що в довгостроковій перспективі інтереси бізнесу та суспільства пов'язані таким чином, що сталого розвитку досягнутий саме ті фірми, які підпорядкували цей мотив громадським цілям. Серед глобальних змін, які призвели до перегляду традиційної ролі бізнесу і сприяли поширенню феномена соціальної відповідальності можна відзначити такі: глобалізація економічних процесів; досягнення в галузі інформаційних технологій; спільні інтереси суб'єктів соціально-економічних відносин; вплив бізнес-партнерів; зміна функцій влади і бізнесу. Можна виділити дві групи стимулів, які сприяють впровадженню практик соціальної відповідальності на підприємстві. По-перше, підприємці очікують отримання певних вигод чи переваг, які формують активну мотивацію. По-друге, соціальні заходи виступають ключовим елементом управління ризиками. Ці аргументи формують реактивну мотивацію, тобто соціальне відповідальна поведінка розглядається як засіб збереження досягнутої стабільності. В Україні баланс вищевказаних стимулів і факторів, які їм протидіють, такий, що соціальна відповідальність бізнесу не характеризується стійкими тенденціями розвитку. Причина цього – рентний спосіб отримання прибутку, який не тільки блокує інвестиції в соціальну сферу підприємства, але і створює додаткові перешкоди для розвитку соціальної відповідальності. Перехід до інноваційного шляху розвитку бізнесу і поширення практик соціальної відповідальності підвищить потенціал сталого розвитку підприємств внаслідок зростання заробітної плати, що дозволить ліквідувати деформацію структури персоналу і підвищить кваліфікацію робочої сили. При цитуванні документа, використовуйте посилання http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/33537 Цель статьи – определить влияние практик социальной ответственности бизнеса на устойчивость развития предприятий. Задачи статьи: 1) проанализировать глобальные тенденции, которые содействовали распространению социальной ответственности бизнеса; 2) определить мотивы социально ответственного поведения предприятий в современных условиях; 3) выявить особенности проявления принципов социальной ответственности в хозяйственной деятельности предприятий Украины; 4) определить способ влияния социальной ответственности предприятий на устойчивость их развития. Процесс развития общества открывает для его членов ранее недоступные возможности, но также выдвигает к ним и новые требования. Увеличение общественных требований к экономической деятельности в первую очередь реализовалось в распространении концепции корпоративной социальной ответственности. Сторонники свободного рынка верят в то, что бизнесмены в наибольшей степени служат обществу только в том случае, когда стремятся достичь личного интереса. Приверженцы социальной ответственности бизнеса не отрицают эффективности мотива максимизации прибыли, но также считают, что в долгосрочной перспективе интересы бизнеса и общества связаны таким образом, что устойчивого развития достигнут именно те фирмы, которые подчинили этот мотив общественным целям. Среди глобальных изменений, которые привели к пересмотру традиционной роли бизнеса и содействовали распространению феномена социальной ответственности можно отметить такие: глобализация экономических процессов; достижения в области информационных технологий; общие интересы субъектов социально-экономических отношений; влияние бизнес-партнеров; изменение функций власти и бизнеса. Можно выделить две группы стимулов, которые способствуют внедрению практик социальной ответственности на предприятии. Во-первых, предприниматели ожидают получения определенных выгод или преимуществ, которые формируют активную мотивацию. Во-вторых, социальные мероприятия выступают ключевым элементом управления рисками. Эти аргументы формируют реактивную мотивацию, то есть социальное ответственное поведение рассматривается как средство сохранения достигнутой стабильности. В Украине баланс вышеуказанных стимулов и факторов, которые им противодействуют, таков, что социальная ответственность бизнеса не характеризуется устойчивыми тенденциями развития. Причина этого – рентный способ получения прибыли, который не только блокирует инвестиции в социальную сферу предприятия, но и создает дополнительные препятствия для развития социальной ответственности. Переход к инновационному пути развития бизнеса и распространение практик социальной ответственности повысит потенциал устойчивого развития предприятий вследствие: роста заработной платы, что позволит ликвидировать деформацию структуры персонала и повысит квалификацию рабочей силы. При цитировании документа, используйте ссылку http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/33537 The purpose of the article is determination of the influence of corporate social responsibility practices on the sustainability of enterprises. Objectives of the article are: 1) analysis of global trends that contributed to the spreading of corporate social responsibility; 2) identification of the incentives to socially responsible behavior of companies in the current environment; 3) detection of the peculiarities of social responsibility in the economic activity of Ukrainian enterprises; 4) determination of the influence of corporate social responsibility on their sustainable development. The development of society opens to its members previously unavailable opportunities, but also brings to them new requirements. Increasing public demands for economic activity was realized in the dissemination of the corporate social responsibility concept. Free-market defenders believe that businessmen efficiently serve society only when seeking to achieve maximal profit. Supporters of corporate social responsibility do not negate the effectiveness of the profit maximization rule, but also believe that in the long term business interests and society aims are linked in such a way that sustainable development is to be achieved only by those firms that are acting accordingly to public goals. Among the global changes that have led to a revision of the traditional role of business as well as contributed to the spread of the social responsibility can be mentioned: the globalization of economic processes; development of information technology; common interests of the subjects of socio-economic relations; the impact of business partners, changes in the functions of government and business. There are two groups of incentives that promote the implementation of social responsibility practices on enterprises. Thus entrepreneurs are expected to receive certain advantages (active motivation). Also social events are regarded as a key element of a risk management (reacted motivation). The balance of the above incentives and factors that oppose them in Ukraine is such that the corporate social responsibility is not characterized by stable trends. The reason for this – a rental way to obtain income, which both blocks the social practices and creates additional obstacles to the development of social responsibility. The transition to an innovative way of business development and dissemination of social responsibility practices will increase the potential for sustainable development of enterprises due to restoration of the personnel structure and professional development of the labor force. When you are citing the document, use the following link http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/33537 |
|
Publisher |
Евро-Експерт ЕООД
|
|
Date |
2014-01-09T13:01:27Z
2014-01-09T13:01:27Z 2013-11 |
|
Type |
Article
|
|
Identifier |
Петрушенко, Ю.Н. Социальная ответственность как фактор устойчивого развития предприятия: теория и украинская специфика [текст] / Ю.Н. Петрушенко, А.В. Дудкин // Международный журнал устойчивого развития. – 2013. – № 12. – С. 102-107.
http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/33537 |
|
Language |
ru
|
|