Теоретичні засади розвитку університетської освіти: європейський контекст
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Теоретичні засади розвитку університетської освіти: європейський контекст
|
|
Creator |
Жижко, Т. А.
|
|
Subject |
університет
університетська освіта Болонський процес європейський простір вищої освіти науково-освітня діяльність моделі університету суспільство знань глобалізація university university education Bologna process European space of higher education scientific and educational activity community of knowledge globalization 37.013.74:378.091 |
|
Description |
Диссертация посвящена углублению теоретико-методологических основ исследования университетского образования, где выделены направления этого взаимодействия и особенности его реализации в украинском обществе. Университет, во-первых, имеет собственную идею или же назначение. Во-вторых, выполняя одно из своих главных заданий, а именно воспитание независимого сознательного и способного к саморазвитию интеллектуала, он формирует его ценностную идентичность. В-третьих, поскольку человек является социальным существом, он нуждается в комфортном ощущении сообщества, что, в частности, выражается в принадлежности к определенной национальной культуре. Развитие университетского образования осуществляется под воздействием факторов внешней среды, среди которых наиболее значимыми являются усиления глобализационных тенденций на рубеже ХХ-ХХІ веков; активизация постиндустриальных тенденций; интернационализация высшего образования и создание европейского пространства образования и исследовательской деятельности. Влияние внутренней среды на университетское образование оказывают: состояние социально-экономического развития в Украине в процессе трансформации всех областей жизни общества; развитие инновационной среды; фактор регионального развития; развитие рыночных отношений. На основе анализа образовательных парадигм, документов международного, европейского и национального уровней, раскрыто положение касательно новой роли современного университета, раскрыто понятие «университетское образование», сформулированное с позиций системного подхода и принципов экономики знаний. Обоснованно влияние на университетское образование факторов глобализации и национальных тенденций. Освещаются системные реформирования высшего образования, раскрываются теоретические принципы развития высшего образования Украины в ХХІ веке, определяются экономические составляющие, направление и порядок проведения системных реформ, обосновывается необходимость интеграции высшего образования Украины в европейское образовательное пространство. Раскрыты основные тенденции развития университетского образования в Украине. Глобализация и информационная революция, открытость систем и утверждение «университетского образования без границ», солидарности формирует новую парадигму образовательного пространства – открыто прагматичную. Ее эффективность измеряется тем конкретным результатом, который внедрен в практику. Определены основные глобальные процессы и проблемы мирового уровня в философском аспекте, предопределяющие изменения университетского образования: глобализация рынков труда и услуг; глобализация экономики и информатизации; глобализация торговли, акселерация социально-экономических и педагогических процессов; информатизация общества, переход к «обществу знаний»; изменение ценностей; расширение структуры университетского образования от элитарной к массовой и почти общей; получение структурой университетского образования постнационального характера; коммерциализация образования, прежде всего университетского; возникновение и распространение инновационных образовательных технологий; расширение свободы выбора учебных программ, форм и времени обучения; демократизации; многообразие форм обучения; времени обучения, обучения на протяжении всей жизни; и тому подобное. Определены перспективные направления и механизмы использования потенциала высшего образования, пути активизации научно-исследовательских работ в вузе. Образование способствует сплочению нации, укрепляет социальное единство и доверие к социальным институтам, активизирует открытые дискуссии, а также понимание вопросов гендерного, этнического, национального, религиозного и социального разнообразия. Thesis analyzes deepening of theoretical and methodological bases of exploration of university education, outlining of directions of its evolution in the information era and features of realization in Ukrainian society. On the basis of analysis of educational paradigm, documents of international, European and national levels, a new provision “university education” is developed, which has been formulated from the position of system approach and fundamentals of economy knowledge. An influence of globalization factors and national tendencies on the university education, is grounded. System reforms of higher education are highlighted, theoretical principles of development of higher education in Ukraine in XXI century are revealed, economic components, direction and order of conducting system reforms are defined, necessity of integration of higher education of Ukraine into a united space of European higher education is grounded. Perspective directions and mechanisms of applying potential of higher education, ways of activation of scientific and research activity in the universities are defined. Education promotes cohesion of nation, strengthens social unity and trust in social institutes, activates open discussions and understanding of issues of gender, ethical, national, religious and social diversity. |
|
Publisher |
Видавництво НПУ імені М.П.Драгоманова
|
|
Date |
2014-03-06T14:42:22Z
2014-03-06T14:42:22Z 2011 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Теоретичні засади розвитку університетської освіти: європейський контекст : автореф. дис. ... докт. філософ. наук : 09.00.10 / Т. А. Жижко ; наук. консультант В. П. Андрущенко ; НП. - Київ, 2011. - 32 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/4755 |
|
Language |
uk
|
|