Запис Детальніше

Дидактичні умови інтеграції навчально-пізнавальної та самоосвітньої діяльності студентів на засадах компетентнісного підходу

DSpace at TNPU

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Дидактичні умови інтеграції навчально-пізнавальної та самоосвітньої діяльності студентів на засадах компетентнісного підходу
Дидактические условия интеграции учебно-познавательной и самообразовательной деятельности студентов на основе компетентностного похода
Didactic conditions of integrating students’ cognitive learning and self-directed learning through the competence-based approach
 
Creator Карпюк, Валентина Андріївна
 
Description Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук зі спеціальності 13.00.09 – теорія навчання. – Тернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюка, Міністерство освіти і науки України. – Тернопіль, 2013.
Дослідження присвячено виявленню та теоретичному обґрунтуванню дидактичних умов інтеграції навчально-пізнавальної та самоосвітньої діяльності студентів на засадах компетентнісного підходу та експериментальній перевірці моделі їх реалізації. Здійснено дидактичний аналіз експлікації поняття «інтеграція навчально-пізнавальної та самоосвітньої діяльності»; виокремлено провідні методологічні підходи та принципи, елементи інтеграції в контексті реалізації основних положень компетентнісного підходу; визначено критерії та показники, рівні інтеграції навчально-пізнавальної та самоосвітньої діяльності студентів на засадах компетентнісного підходу.
На основі якісного і кількісного аналізу діагностичної інформації (за підсумками експерименту) підтверджено дієвість створення запропонованих дидактичних умов та результативність функціонування моделі їх реалізації.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.09 – теория обучения. Тернопольский национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка, Министерство образования и науки Украины. – Тернополь, 2013.
Исследование посвящено теоретическому обоснованию дидактических условий интеграции учебно-познавательной (УП) и самообразовательной деятельности (СОД) студентов на основе компетентностного подхода и экспериментальной проверке модели их реализации. В результате дидактического анализа экспликации понятия «интеграция учебно-познавательной и самообразовательной деятельности студентов» выделены ведущие методологические подходы и системообразующие принципы (принцип интеграции, интеграционно-компетентностный принцип, принцип перехода обучения в самообразование), которые составляют методологическую основу интеграции учебно-познавательной и самообразовательной деятельности студентов на основе компетентностного подхода, разработана структура интеграции УП и СОД студентов и определены её элементы в контексте реализации основных положений компетентностного подхода. Структура интеграции УП и СОД студентов на основе компетентностного подхода представлена следующими конструктами: мотивационно-компликативный, когнитивно-интеграционный, интеграционно-деятельностный, диагностико-рефлексивный и цикличный.
В результате анализа и обобщения психолого-педагогического опыта были выделены элементы интеграции УП и СОД студентов на основе компетентностного подхода, которые были структурированы и систематизированы в контексте специальных компетентностей. На страницах исследования представлены компоненты, критерии и показатели, уровни интеграции учебно-познавательной и самообразовательной деятельности студентов на основе компетентностного подхода. Определено и раскрыто содержание ведущей и совокупности производных дидактических условий интеграции учебно-познавательной и самообразовательной деятельности студентов на основе компетентностного подхода: условия организации учебно-познавательной деятельности студентов c учетом целенаправленного формирования потребности в самообразовании и готовности к его осуществлению; условия дидактической адаптации студентов к компликативным формам, методам, приёмам и средствам учебно-познавательной деятельности с помощью ИКТ в контексте реализации основных положений компетентностного подхода, а также аналитико-коррекционная и рефлексивная оценка динамики результативности учебно-познавательной и самообразовательной деятельности.
В качестве инструмента определения действенности дидактических условий была создана модель их реализации, структурно-функциональными компонентами которой выступают: мотивационно-стимулирующий, организационно-структурный, процессуально-деятельностный, аналитико-прогностический, рефлексивный и результативно-цикличный, которые представляют собой спирально-циклическое накопление дидактического потенциала в процессе внедрения модели реализации дидактических условий интеграции УП и СОД студентов на основе компетентностного подхода. Выделение главных показателей, качественных критериев и уровней, которые соответствуют каждому из вышеназванных компонентов, наглядно демонстрирует эффективность интеграции в организации обучения в высших учебных заведениях. Компоненты модели представлены иерархично, в соответствии с логикой учебного процесса и спецификой объединения учебно-познавательной и самообразовательной деятельности студентов на основе компетентностного подхода как инновационной парадигмы развития.
В исследовании экспериментальным путем установлен исходный уровень интеграции учебно-познавательной и самообразовательной деятельности студентов, созданы дидактические условия и апробирована модель их реализации. Проведенный качественный и количественный анализ диагностической информации подтвердил действенность совокупности созданных дидактических условий и функциональную результативность соответствующей модели их реализации; позитивную динамику увеличения уровня интеграции учебно-познавательной и самообразовательной деятельности студентов на основе компетентностного подхода по всем её компонентам. Полученные результаты могут быть использованы в реальном учебном процессе высшей школы, что было подтверждено во время апробации работы в высших учебных заведениях.
Thesis on gaining scientific degree of Candidate of Pedagogy on speciality 13.00.09 – theory of education. – Volodymyr Hnatіuk Ternopil National Pedagogical University, Ministry of Education and Science of Ukraine. – Ternopil, 2013.
The research defines and provides theoretical grounds of didactic conditions ntegrating cognitive learning and self-directed learning activities as well as presents experimental verification of the model aimed to their realization. It involves a didactic analysis of explicating the notion of “integration of students’ cognitive learning and self-directed learning activities”, singles out the major methodological approaches, principles and elements of integration in the context of implementing the basics of the competence-based approach and outlines a variety of criteria, indicators and levels of integrating students’ cognitive learning and self-directed learning activities through the competence-based approach.
Qualitative and quantitative analysis of diagnostic data (according to the experiment results) represented in the thesis has confirmed the effectiveness of the didactic conditions and functional efficiency of the model suggested by the author.
Захист відбудеться 20 грудня 2013 р. о 13.30 год. на засіданні спеціалізованої вченої ради Д 058.053.01 у Тернопільському національному педагогічному університеті імені Володимира Гнатюка за адресою: каб. 30 (зала засідань), вул. М. Кривоноса, 2, м. Тернопіль, 46027.
З дисертацією можна ознайомитись у бібліотеці Тернопільського національного педагогічного університету імені Володимира Гнатюка за адресою: вул. М. Кривоноса, 2, м. Тернопіль, 46027.
 
Publisher Тернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюка
 
Date 2014-10-16T18:36:27Z
2014-10-16T18:36:27Z
2013-11-20
 
Type Thesis
Thesis
 
Identifier Карпюк, В. А. Дидактичні умови інтеграції навчально-пізнавальної та самоосвітньої діяльності студентів на засадах компетентності підходу [Текст] : автореф. дис. на здоб. наук. ступ. канд. пед.наук : 13.00.09 - теорія навчання / Карпюк Валентина Андріївна ; Тернопільський нац. пед. ун-т ім. В. Гнатюка. – Тернопіль, 2013. – 20 с.
http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/4522
 
Language uk