Запис Детальніше

Теорія і практика соціально-педагогічної роботи з дітьми та учнівською молоддю в територіальній громаді

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/4266/
 
Title Теорія і практика соціально-педагогічної роботи з дітьми та учнівською молоддю в територіальній громаді
Теория и практика социально-педагогической работы с детьми и учащейся молодежью в территориальном сообществе
Theory and Practice of Community Social-Pedagogic Work with Children and Youth
 
Creator Безпалько, Ольга Володимирівна
 
Subject Спецради Університету
 
Description The dissertation presents and scientifically substantiates the theoretical-methodological and organisational-methodological framework of the community social-pedagogic work with children and youth.
It defines the community role as a socialisation factor in development and achievement of personhood as well as the substance and specific features of the community social-pedagogic work.
The historic pedagogic analysis of the community social-pedagogic work with children and youth in the domestic and foreign practices is undertaken here.
A concept of the community social-pedagogic work with children and youth is well-founded as well as its principles of implementation and mechanisms of delivery, a structural-functional model of setting up such work.
The social-pedagogic work in the social infrastructure institutions for children and youth of the local community is analysed in terms of a service-based approach, classification of social services as delivered by these institutions is specified and criteria for their quality evaluation are identified.
The functions to be performed by social pedagogues and social workers in framework of the community social-pedagogic work with children and youth are described as well as the content/technology-based components of training the specialists in such work developed
В диссертации разработаны и научно обоснованы теоретико-методологические и организационно-методические основы социально-педагогической работы с детьми и молодежью в территориальном сообществе.
С позиций социально-педагогического подхода определена роль территориального сообщества как фактора социализации детей и ученической молодежи, его характеристики как социальной системы мезоуровня социальной среды: природно-экономические особенности месторасположения, гендерно-возрастной состав жителей, социокультурные традиции населения, учреждения социальной инфраструктуры, органы местного самооуправления, неправительственные организации. Доказано, что именно эти составные определяют различия между территориальными сообществами, что, в свою очередь обуславливает процессы социализации детей и ученической молодежи, которые проживают на их территории.
В исследовании представлены результаты историко-педагогического анализа социально-педагогической работы с детьми и молодежью в территориальных сообществах в Украине и за рубежем.
В работе определены особенности социально-педагогической работы в территориальном сообществе, обоснована система социально-педагогической работы с детьми и учащейся молодежью в территориальном сообществе составными компонентами которой являются: члены сообщества (дети, молодежь, взрослые), учреждения социальной инфраструктуры для детей и молодежи (учреждения образовательной сферы и учреждения социально-педагогической направленности), органы местной исполнительной власти и местного самооуправления. На основе системного похода разработана структурно-функциональная модель организации социально-педагогической работы с детьми и учащейся молодежью в территориальном сообществе.
В диссертации определены виды социальных услуг для детей и учащейся молодежи, сформулированы критерии оценки их качества. С позиций сервисного похода охарактеризованы особенности социально-педагогической работы в учреждениях социальной инфраструктуры для детей и учащейся молодежи: общеобразовательных школах, центрах социальных служб для семьи, детей и молодежи, центрах социально-психологической реабилитации для детей и молодежи с ограниченными физическими возможностями, социальных общежитиях, центрах социально-психологической помощи, центрах для ВИЧ-инфицированных детей и молодежи, центрах матери и ребенка, приютах для несовершеннолетних.
В диссертации представлена авторская классификация неправительственных организаций социально-педагогической направленности, выявлен их потенциал как субъектов социально-педагогической работы на местном уровне, определены направления их работы в интересах детей и учащейся молодежи.
В исследовании раскрыта специфика социально-педагогической работы с детьми и молодежью в сельском сообществе, ее актуальные направления в современных условиях.
На основе теоретического и эмпирического анализа проблемы разработана авторская концепция социально-педагогической работы с детьми и учащейся молодежью в территориальном сообществе, определены три группы принципов организации этой работы (социально-политические, организационно-управленческие, деятельностно-функциональные), а также механизмы (административно-политический, организационный, нормативно-правовой, научно-методический, экономический) их реализации.
В работе охарактеризованы критерии и показатели результативности социально-педагогической работы с детьми и учащейся молодежью в территориальном сообществе.
В диссертации представлены результаты экспериментальной работы в территориальных сообществах, описаны ее педагогический, социальный, экономический эффекты на основании показателей результативности.
На основе анализа профессиональных функций социального педагога и социального работника, детализированы функции их деятельности в процессе социально-педагогической работы с детьми и молодежью в территориальном сообществе (диагностическая, прогностическая, коммуникативная, организационная, активизирующая, информационная, фандрейзинга); раскрыты содержательно-технологические компоненты подготовки будущих специалистов социальной сферы к такой работе в условиях высших учебных заведений, предложены формы повышения квалификации для специалистов, которые непосредственно работают с детьми и молодежью в территориальных сообществах
У дисертації подано та науково обґрунтовано теоретико-методологічні та організаційно-методичні засади соціально-педагогічної роботи з дітьми та учнівською молоддю в територіальній громаді.
Визначено роль територіальної громади як соціалізуючого фактора в розвитку та становленні особистості, сутність та особливості соціально-педагогічної роботи в громаді.
Здійснено історико-педагогічний аналіз розвитку соціально-педагогічної роботи з дітьми та молоддю в громаді у вітчизняній та зарубіжній практиці.
На основі системного підходу розроблено структурно-функціональну модель організації соціально-педагогічної роботи з дітьми та учнівською молоддю в територіальній громаді.
З позиції сервісного підходу проаналізовано соціально-педагогічну роботу в закладах соціальної інфраструктури для дітей та учнівської молоді територіальної громади, уточнено класифікацію соціальних послуг, які надаються в цих закладах, визначено критерії оцінки їх якості.
Науково обґрунтовано концепцію соціально-педагогічної роботи з дітьми та учнівською молоддю в територіальній громаді, у якій розкрито принципи реалізації та механізми забезпечення соціально-педагогічної роботи з дітьми та молоддю, показники результативності такої роботи.
Охарактеризовано функції соціальних педагогів і соціальних працівників, які здійснюють соціально-педагогічну роботу з дітьми та учнівською молоддю в територіальній громаді, розроблено змістовно-технологічні компоненти підготовки фахівців до такої роботи
 
Date 2007
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/4266/1/BEZPALKO_O_V_TIPSPRZDIUMVTG_KSPISR_IL.pdf
Безпалько, Ольга Володимирівна (2007) Теорія і практика соціально-педагогічної роботи з дітьми та учнівською молоддю в територіальній громаді Доктор thesis, Інститут проблем виховання АПН України.