Запис Детальніше

Андрагогічний підхід до професійної перепідготовки вчителя гуманітарного профілю

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/2963/
 
Title Андрагогічний підхід до професійної перепідготовки вчителя гуманітарного профілю
Андрагогический подход к профессиональной переподготовке учителя гуманитарного профиля
The Andragogical Approach to In-Service Retraining Programs for Teachers of Humanities
 
Creator Буренко, Валентина Миколаївна
 
Subject Спецради Університету
 
Description Дисертаційне дослідження присвячено актуальній проблемі професійної перепідготовки вчителя гуманітарного профілю в системі післядипломної педагогічної освіти.
Проаналізовано стан проблеми в її історичному розвитку, уточнено сутність понять "післядипломна освіта", "освіта дорослих", "неперервна професійна освіта", "перепідготовка", "андрагогічний підхід", розглянуто стан професійної перепідготовки фахівця гуманітарного профілю в системі післядипломної освіти.
У процесі дослідження встановлено особливості організації навчального процесу на факультетах післядипломної освіти, проаналізовано процес формування мотиваційної готовності вчителя гуманітарного профілю до професійної перепідготовки.
Обґрунтовано методику вдосконалення навчального процесу на факультетах післядипломної освіти, визначено пріоритетні напрями співпраці та взаємодії викладачів і студентів. Досліджено й експериментально перевірено вплив найефективніших методів і форм роботи з розвитку професійних умінь учителів гуманітарного профілю.
Розроблено науково обґрунтовані методичні рекомендації для викладачів вищих навчальних закладів щодо удосконалення організаційних форм навчання вчителів гуманітарного профілю у процесі професійної перепідготовки.
Диссертационное исследование посвящено проблеме профессиональной переподготовки учителей гуманитарного профиля в системе последипломного педагогического образования.
Проанализированы исторические этапы развития системы образования взрослых в Украине.
Особенностью первого этапа, который продолжался с 1918 года до начала 30-х годов, является интенсивная и последовательная ликвидация неграмотности населения.
Второй этап, который начался в середине 30-х годов и продолжался до начала Великой Отечественной войны, характеризуется реорганизацией системы учреждений по ликвидации неграмотности.
Отличительной чертой третьего этапа (с 1945 и до конца 50-х годов) является обеспечение дальнейшего развития всех заочных и вечерних школ, а также средних специальных учебных заведений, общеобразовательных школ для обучения работающих граждан без отрыва от производства.
Четвертый этап начался в 60-х годах и продолжался до конца 90-х годов. В этот период система вечернего образования становится более гибкой, начинает развиваться заочное обучение взрослых. Появляются новые формы образования работающих: очно-заочные школы, учебные комбинаты, школы мастеров производственного обучения, школы с сокращенным сроком обучения.
Характерной чертой пятого этапа является процесс непрерывности образования, самообразования людей любого возраста.
Уточнена сущностть понятий «профессиональная переподготовка», «образование взрослых», «последипломное образование», «андрагогический подход», рассмотрена и охарактеризована профессиональная переподготовка учителей гуманитарного профиля в системе последипломного образования как педагогическая проблема.
Установлено, что научные основы профессиональной переподготовки учителя гуманитарного профиля в системе последипломного образования закладываются с учетом возрастных и психологических особенностей взрослых людей, специфики организации учебной деятельности.
Определены и проанализированы содержание и структура андрагогического подхода: требования к деятельности, принципы, формы и методы организации профессиональной переподготовки и условия их эффективного использования (учет индивидуальных особенностей, приоритетные направления сотрудничества и взаимодействия преподавателя и студентов, самостоятельное обучение, общая деятельность, опора на жизненный и профессиональный опыт, развитие образовательных, потребностей и т.д.).
В процессе формирующего эксперимента проверена эффективность
предложенной методики усовершенствования учебного процесса на
факультетах последипломного образования. Подтверждена гипотеза о том, что
профессиональную переподготовку необходимо осуществлять на основе
андрагогического подхода.
Экспериментально доказано, что разработанная методика усовершенствования учебного процесса на факультетах последипломного образования повысит эффективность профессиональной подготовки по всем составляющим готовности: мотивационной, содержательной и процессуальной.
Приоритетными направлениями в работе преподавателя высшей школы являются выполнение функций фасилитатора, координатора, партнера, консультанта и помощника. Он должен быть высокообразованным, профессионально подготовленным к теоретической и практической деятельности, компетентным, эмпатийным.
Экспериментальным путем исследовано и проверено влияние предложенных методов и форм организации обучения взрослых на уровень профессиональной переподготовки учителей гуманитарного профиля в системе последипломного образования.
Эффективность внедрения андрагогического подхода доказана положительной динамикой развития андрагогики, что и есть подтверждением гипотезы диссертационного исследования.
Разработаны научно обоснованные методические рекомендации для преподавателей высших учебных заведений, которые направлены на усовершенствование организационных форм обучения учителей гуманитарного профиля в процессе профессиональной переподготовки.
В процессе формирующего эксперимента проверена эффективность
предложенной методики усовершенствования учебного процесса на факультетах последипломного образования. Подтверждена гипотеза о том, что
профессиональную переподготовку необходимо осуществлять на основе андрагогического подхода.
Экспериментально доказано, что разработанная методика усовершенствования учебного процесса на факультетах последипломного образования повысит эффективность профессиональной подготовки по всем составляющим готовности: мотивационной, содержательной и процессуальной.
Приоритетными направлениями в работе преподавателя высшей школы являются выполнение функций фасилитатора, координатора, партнера, консультанта и помощника. Он должен быть высокообразованным, профессионально подготовленным к теоретической и практической деятельности, компетентным, эмпатийным.
Экспериментальным путем исследовано и проверено влияние предложенных методов и форм организации обучения взрослых на уровень профессиональной переподготовки учителей гуманитарного профиля в системе последипломного образования.
Эффективность внедрения андрагогического подхода доказана положительной динамикой развития андрагогики, что и есть подтверждением гипотезы диссертационного исследования.
Разработаны научно обоснованные методические рекомендации для преподавателей высших учебных заведений, которые направлены на усовершенствование организационных форм обучения учителей гуманитарного профиля в процессе профессиональной переподготовки.
The thesis explores the problem of in-service retraining programs for teachers of humanities. The author analyses five periods of historical development of adult learning in Ukraine. The notions of "adult education" "andragogical approach", "professional retraining" are defined. In-service retraining for teachers of humanities as a pedagogical problem is examined.
We offer a research into the following areas: the motivation of humanities teachers to qualify as teachers of English, the ways of improving the education process at in-service humanities departments, the teacher's role in creating favourable conditions for retraining teachers of humanities, methods and techniques to develop students' communicative skills in the educational process. Some methodological proposals are given.
 
Date 2005
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/2963/1/Burenko_V.pdf
Буренко, Валентина Миколаївна (2005) Андрагогічний підхід до професійної перепідготовки вчителя гуманітарного профілю Кандидат thesis, АПН України.