Формування у підлітків готовності до взаєморозуміння в позашкільних навчальних закладах
Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Relation |
http://elibrary.kubg.edu.ua/5036/
|
|
Title |
Формування у підлітків готовності до взаєморозуміння в позашкільних навчальних закладах
Формирование у подростков готовности к взаимопониманию во внешкольных учебных заведениях The Formation of Teenagers’ Readiness for Understanding in Out-of-School Educational Establishments |
|
Creator |
Муромець, Вікторія Григорівна
|
|
Subject |
Спецради Університету
|
|
Description |
Дисертація присвячена проблемі формування у підлітків готовності до взаєморозуміння в позашкільних навчальних закладах. У роботі узагальнено теоретичні основи формування у підлітків готовності до взаєморозуміння, уточнено сутність поняття „готовність до взаєморозуміння”. Розкрито виховні можливості позашкільних навчальних закладів у процесі формування готовності підлітків до взаєморозуміння. Визначено критерії ефективності формування у підлітків готовності до взаєморозуміння; відповідні показники та рівні їхнього вияву. Розроблено модель, обґрунтовано та експериментально перевірено педагогічні умови формування готовності підлітків до взаєморозуміння в позашкільних навчальних закладах.
Диссертация посвящена проблеме формирования у подростков готовности к взаимопониманию во внешкольных учебных заведениях. В работе проанализировано состояние проблемы готовности к взаимопониманию в философской и психолого-педагогической литературе. В ходе исследования определены общие позиции в философских, психологических, педагогических и социологических подходах к изучению феномена взаимопонимания. Выяснено, что потенциал внешкольных учебных заведений в контексте формирования готовности подростков к взаимопониманию состоит в: помощи подростку при поиске и реализации собственного „Я”; получении доступа к знаниями, коммуникативным умениям и навыкам, приобретении опыта готовности к взаимопониманию и стремления к неконфликтному поведению в коллективе; социального и коммуникативного опыта в разнообразной внешкольной деятельности. Таким образом, внешкольные учебные заведения являются действенным инструментом для формирования готовности подростков к взаимопониманию. Разработаны критерии и показатели сформированности готовности к взаимопониманию: когнитивный (понимание сущности проявления взаимопонимания в межличностном общении; знание этикета и культуры общения; понимание моральной значимости налаживания взаимопонимания и способов его проявления); эмоционально-ценностный (стремление проявлять взаимопонимание в различных жизненных ситуациях; овладение ценностью взаимопонимания в коммуникативном взаимодействии; желание понимать эмоции и высказывания партнера по общению); деятельностно-поведенческий (проявление эмпатийного отношения при коммуникативном взаимодействии; умение толерантно решать конфликтные ситуации; саморегуляция поведения во время общения). Определены уровни сформированности готовности подростков к взаимопониманию: высокий, средний и низкий. Разработана модель формирования готовности подростков к взаимопониманию во внешкольных учебных заведениях, структурными элементами которой являются: задачи, цель, принципы, подходы, субъекты, критерии, показатели, уровни, формы, методы, прогнозируемый результат. В работе обоснованы педагогические условия формирования готовности подростков к взаимопониманию во внешкольных учебных заведениях: внедрение в учебно-воспитательный процесс внешкольных учебных заведений содержания и форм работы, ориентировано на формирование у подростков готовности к взаимопониманию; обеспечение субъект-субъектного взаимодействия педагогов внешкольных учебных заведений и родителей; повышение уровня методической подготовленности педагогов внешкольных учебных заведений к формированию готовности подростков к взаимопониманию. С учетом специфики внешкольной деятельности определены наиболее продуктивные формы (диспуты, беседы, дискуссии, круглые столы, тематические беседы, тренинговые занятия, викторины, творческие встречи) и методы (метод проектов, убеждения, информирования, обсуждения, поручения, анализ проблемных ситуаций) работы для формирования готовности подростков к взаимопониманию. Эффективность разработанных педагогических условий формирования готовности подростков к взаимопониманию во внешкольных учебных заведениях подтверждена экспериментально: результаты констатирующего и формирующего этапов экспериментов свидетельствует о положительной динамике в формировании готовности подростков к взаимопониманию во внешкольных учебных заведениях. The thesis is devoted to the problem of formation of teenagers’ readiness for understanding in out-of-school educational establishments. In the paper the theoretical principles of forming teenagers’ readiness for understanding are generalized, the essence of the notion „readiness for understanding” is specified. Out-of-school educational establishments’ potential in the context of the issue under research is revealed. The efficiency criteria of formation of teenagers’ readiness for understanding; corresponding indices and levels of their manifestation are defined. A model is developed for forming teenagers’ readiness for understanding; pedagogical conditions of the process are substantiated and experimentally tested. |
|
Date |
2013-02-23
|
|
Type |
Автореферат дисертації
NonPeerReviewed |
|
Format |
text
|
|
Language |
uk
|
|
Identifier |
http://elibrary.kubg.edu.ua/5036/1/V_Muromets_A_GI.pdf
Муромець, Вікторія Григорівна (2013) Формування у підлітків готовності до взаєморозуміння в позашкільних навчальних закладах Кандидат thesis, Національна академія педагогічних наук України, Інститут проблем виховання. |
|