Запис Детальніше

Формування у підлітків готовності до взаєморозуміння в позашкільних навчальних закладах

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/5036/
 
Title Формування у підлітків готовності до взаєморозуміння в позашкільних навчальних закладах
Формирование у подростков готовности к взаимопониманию во внешкольных учебных заведениях
The Formation of Teenagers’ Readiness for Understanding in Out-of-School Educational Establishments
 
Creator Муромець, Вікторія Григорівна
 
Subject Спецради Університету
 
Description Дисертація присвячена проблемі формування у підлітків готовності до взаєморозуміння в позашкільних навчальних закладах. У роботі узагальнено теоретичні основи формування у підлітків готовності до взаєморозуміння, уточнено сутність поняття „готовність до взаєморозуміння”. Розкрито виховні можливості позашкільних навчальних закладів у процесі формування готовності підлітків до взаєморозуміння. Визначено критерії ефективності формування у підлітків готовності до взаєморозуміння; відповідні показники та рівні їхнього вияву. Розроблено модель, обґрунтовано та експериментально перевірено педагогічні умови формування готовності підлітків до взаєморозуміння в позашкільних навчальних закладах.
Диссертация посвящена проблеме формирования у подростков готовности к взаимопониманию во внешкольных учебных заведениях. В работе проанализировано состояние проблемы готовности к взаимопониманию в философской и психолого-педагогической литературе.
В ходе исследования определены общие позиции в философских, психологических, педагогических и социологических подходах к изучению феномена взаимопонимания. Выяснено, что потенциал внешкольных учебных заведений в контексте формирования готовности подростков к взаимопониманию состоит в: помощи подростку при поиске и реализации собственного „Я”; получении доступа к знаниями, коммуникативным умениям и навыкам, приобретении опыта готовности к взаимопониманию и стремления к неконфликтному поведению в коллективе; социального и коммуникативного опыта в разнообразной внешкольной деятельности. Таким образом, внешкольные учебные заведения являются действенным инструментом для формирования готовности подростков к взаимопониманию.
Разработаны критерии и показатели сформированности готовности к взаимопониманию: когнитивный (понимание сущности проявления взаимопонимания в межличностном общении; знание этикета и культуры общения; понимание моральной значимости налаживания взаимопонимания и способов его проявления); эмоционально-ценностный (стремление проявлять взаимопонимание в различных жизненных ситуациях; овладение ценностью взаимопонимания в коммуникативном взаимодействии; желание понимать эмоции и высказывания партнера по общению); деятельностно-поведенческий (проявление эмпатийного отношения при коммуникативном взаимодействии; умение толерантно решать конфликтные ситуации; саморегуляция поведения во время общения). Определены уровни сформированности готовности подростков к взаимопониманию: высокий, средний и низкий.
Разработана модель формирования готовности подростков к взаимопониманию во внешкольных учебных заведениях, структурными элементами которой являются: задачи, цель, принципы, подходы, субъекты, критерии, показатели, уровни, формы, методы, прогнозируемый результат.
В работе обоснованы педагогические условия формирования готовности подростков к взаимопониманию во внешкольных учебных заведениях: внедрение в учебно-воспитательный процесс внешкольных учебных заведений содержания и форм работы, ориентировано на формирование у подростков готовности к взаимопониманию; обеспечение субъект-субъектного взаимодействия педагогов внешкольных учебных заведений и родителей; повышение уровня методической подготовленности педагогов внешкольных учебных заведений к формированию готовности подростков к взаимопониманию.
С учетом специфики внешкольной деятельности определены наиболее продуктивные формы (диспуты, беседы, дискуссии, круглые столы, тематические беседы, тренинговые занятия, викторины, творческие встречи) и методы (метод проектов, убеждения, информирования, обсуждения, поручения, анализ проблемных ситуаций) работы для формирования готовности подростков к взаимопониманию.
Эффективность разработанных педагогических условий формирования готовности подростков к взаимопониманию во внешкольных учебных заведениях подтверждена экспериментально: результаты констатирующего и формирующего этапов экспериментов свидетельствует о положительной динамике в формировании готовности подростков к взаимопониманию во внешкольных учебных заведениях.
The thesis is devoted to the problem of formation of teenagers’ readiness for understanding in out-of-school educational establishments. In the paper the theoretical principles of forming teenagers’ readiness for understanding are generalized, the essence of the notion „readiness for understanding” is specified. Out-of-school educational establishments’ potential in the context of the issue under research is revealed. The efficiency criteria of formation of teenagers’ readiness for understanding; corresponding indices and levels of their manifestation are defined. A model is developed for forming teenagers’ readiness for understanding; pedagogical conditions of the process are substantiated and experimentally tested.
 
Date 2013-02-23
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/5036/1/V_Muromets_A_GI.pdf
Муромець, Вікторія Григорівна (2013) Формування у підлітків готовності до взаєморозуміння в позашкільних навчальних закладах Кандидат thesis, Національна академія педагогічних наук України, Інститут проблем виховання.