Запис Детальніше

Проблема виховання патріота-державника у педагогічній спадщині Григорія Ващенка (1878 – 1967)

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/5121/
 
Title Проблема виховання патріота-державника у педагогічній спадщині Григорія Ващенка (1878 – 1967)
Проблема воспитания патриота-государственника в педагогическом наследии Григория Ващенко (1878 – 1967)
The problem of moulding a patriot of the state in a pedagogical legacy of Hryhoriy Vaschenko (1878-1967)
 
Creator Головчук, Світлана Юріївна
 
Subject Спецради Університету
 
Description У дисертації на основі цілісного ретроспективного аналізу психолого-педагогічної спадщини і діяльності Г. Ващенка узагальнено його ідеї про патріотичне виховання українців як мету національної педагогіки, що розглядалася ним у поєднанні здобутків європейської філософсько-педагогічної думки та української народної педагогіки. Домінантами національного виховання Г. Ващенко вважав: релігійно-духовне начало (Бог) і патріотизм (Україна) як інтегрований вияв особистісної суті українця. Визначено і схарактеризовано п’ять основних етапів розвитку поглядів Г. Ващенка на національне питання і проблему виховання патріотизму. Встановлено, що провідними чинниками у вихованні патріота-державника вчений вважав формування волі й характеру в поєднанні з доцільно організованим фізичним розвитком (тіловихованням).Представлено аналіз трансформації суспільно-морального принципу патріотизму у вітчизняній педагогічній думці, починаючи з кінця XIX ст. і до початку XXI ст., а також авторське тлумачення поняття “патріот-державник”.
В диссертации на основе целостного ретроспективного анализа психолого-педагогического наследия и деятельности Г. Ващенко обобщены его идеи о патриотическом воспитании украинцев как цели национальной педагогики, основания которой он разработал в сочетании достижений европейской философско-педагогической мысли с традициями украинской народной педагогики. В качестве доминант национального воспитания Г. Ващенко определил: религиозно-духовное начало (Бог) и патриотизм (любовь к Украине) как интегрированное личностное проявление сути украинца. Обоснованы ведущие факторы формирования мировоззрения педагога, которое объединило религиозную веру и научно обоснованные патриотические доминанты, что дало возможность представить его гражданскую позицию и национальное устремление педагогических взглядов. Определены и охарактеризованы пять основных этапов развития взглядов Г. Ващенко в течение жизни на национальный вопрос и проблему воспитания патриотов. В исследовании раскрыт воспитательный идеал украинцев, обоснованный педагогом и призванный сочетать деятельный патриотизм и религиозное мировосприятие. Определено, что на основе глубокого знания особенностей психологического развития личности, ведущими факторами воспитания патриота-государственника ученый считал формирование воли и характера в сочетании с научно-обоснованным физическим развитием. Раскрывая роль физического воспитания в деле формирования патриотов, Г. Ващенко утверждал, что первостепенным является укрепление здоровья, а также содействие развитию воли, настойчивости, выносливости, умения руководить своим телом как орудием духа.
Представлен анализ трансформации общественно-морального принципа патриотизма в отечественной педагогической мысли, начиная с конца XIX ст. и до начала XXI ст. Обосновано авторское толкование понятия “патриот-государственник”.
Доказано, что идеи Г. Ващенко в современных условиях не остаются лишь теоретическим наследием прошлого, но внедряются в современную школьную и внешкольную практику воспитания патриотов, что осуществляется в трех основных направлениях: во-первых, концептуальные положения трудов педагога используют при создании современных школьных национально ориентированных воспитательных программ; во-вторых, наследие Г. Ващенко стало составной частью учебных курсов, изучаемых будущими учителями в вузах; в-третьих, идеи Григория Григорьевича в своей работе используют члены молодежных общественных объединений патриотической ориентации. Теоретические обобщения и выводы исследования могут быть использованы в процессе преподавания курсов истории педагогики, педагогики, спецкурсов по проблемам развития национального образования, при составлении новых поколений учебников для вузов, а также в дальнейших историко-педагогических исследованиях.
The thesis is based on a holistic retrospective analysis of psychological and educational heritage and of H. Vashchenko summarized his ideas of patriotic education of Ukrainian national pedagogy as a goal that was seen by him in conjunction achievements of European philosophical and educational thought and Ukrainian folk pedagogy. Dominant national education G. Vashenko thought: religious and spiritual (God) and patriotism (Ukraine) as an integrated expression of personal merits Ukrainian. Defined and characterized five main stages of H. Vashchenko views on the national question and the problem of education of patriotism. Established that the key factors in the education patriot statesman-scientist believed the formation of will and character combined with expedient organized physical development (tilovyhovannyam).
The analysis of the transformation of social and moral principle of patriotism in the national educational thought since the late XIX century. and the beginning of the XXI century., and the author's interpretation of the term "patriot-statesmen."
 
Date 2012-02-14
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/5121/1/S_Holovchuk_A_GI.pdf
Головчук, Світлана Юріївна (2012) Проблема виховання патріота-державника у педагогічній спадщині Григорія Ващенка (1878 – 1967) Кандидат thesis, Київський університет імені Бориса Грінченка.