Запис Детальніше

Соціально-педагогічні засади розвитку сільської школи в Україні (друга половина 50-х – 90-ті pp. XX століття)

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/7160/
 
Title Соціально-педагогічні засади розвитку сільської школи в Україні (друга половина 50-х – 90-ті pp. XX століття)
Социально-педагогические основы развития сельской школы в Украине (вторая половина 50-х – 90-е гг. XX века)
Socio-pedagogical principles of rural school development in Ukraine (second half of 50's – 90's years of the XX century).
 
Creator Іванюк, Ганна Іванівна
 
Subject Спецради у інших ВНЗ
 
Description Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора педагогічних наук за спеціальністю 13.00.01 – загальна педагогіка та історія педагогіки. – Інститут педагогіки НАІШ України, Київ, 2014.
У дисертації розкрито взаємозв’язки між державними стратегіями соціально-економічного розвитку українського села та суспільним замовленням на підготовку учнів сільських шкіл до праці, вплив освітніх парадигм на функціонування сільської школи, місце педагогічної науки та новаторства в удосконаленні її діяльності. Розроблено періодизацію розвитку сільської школи України в хронологічних межах дослідження. Схарактеризовано тенденції розвитку сільської школи та виявлено основні суперечності, які були характерні для трансформації завдань, змістово-методичного та матеріально-технічного забезпечення діяльності сільської школи, динаміки її мережі, фахової підготовки вчителя, реалізації новаторських педагогічних ідей у авторських школах України.
Проаналізовано особливості зовнішньої та внутрішньошкільної диференціації в різні періоди розвитку сільської школи України, які визначалися освітніми парадигмами (нормативно-знаннєва – у радянську добу, особистісно орієнтована – в умовах становлення ринкових відносин у незалежній Україні).
Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика и история педагогики. – Институт педагогики НАПН Украины, Киев, 2014.
В диссертации освещены концепция и методологические принципы исследования социально-педагогических основ развития сельской школы в Украине в очерченных хронологических рамках. За результатами историографического анализа изложены выводы об отсутствии системного исследования социально- педагогических основ развития сельской школы в этих хронологических и территориальных границах.
Обобщено влияние экономических и социокультурных факторов на формирование образовательных парадигм, способствующих как внешней, так и внутришкольной дифференциации содержания школьного образования, сети школ, требований к профессиональной подготовке учителя, методического и материально-технического обеспечения функционирования сельской школы. На основе парадигмального, историко-генетического подходов разработана периодизация социально-педагогических основ развития сельской школы в обозначенных территориальных и хронологических границах исследования. Первый период – становление и развитие сельской школы Украины (20-е – первая половина 50-х гг. XX в.). В этом периоде выделены три этапа: адаптации сельской школы к социальным трансформациям советского села (20-е гг. XX в.), унификации сельской школы в советской системе образования (30-40-е гг. XX в.), обострения противоречий в развитии сельской школы (40-е – первая половина 50-х гг. XX в.). Второй период (1958–1972) – укрепление связи сельской школы с социально- культурной средой в условиях реформирования советской системы образования. В нем определены два этапа: дифференциации целей и путей развития сельской школы в условиях либерализации общественной жизни (1958-1964), преодоления отставания сельской школы от научно-технического прогресса (1964–1972). Третий период (1972–1991) - трансформация сельской школы и поиск путей ее сближения с городской. В границах этого периода выделены этапы: унификации деятельности сельской школы (1972–1984), возрождения этнокультурных тенденций в условиях частичной демократизации школы (1984–1991). Четвертый период (1991–1999) – развитие сельской школы в условиях становления рыночных отношений в Украине.
В исследовании раскрыты предпосылки системных трансформаций сельской школы во второй половине 1950-х годов: негативное влияние социально- экономических стратегий (коллективизации) на развитие школы в селе, создание неравноправных социальных, экономических, материально-технических условий функционирования сельской школы, что стало причиной ее отставания от социально-экономических и технологических запросов общества.
Проанализированы особенности эволюции сельской школы в условиях либерализации общественной жизни (1958–1972), усиления социально-экономической функции сельской школы в условиях укрепления связей с социально-культурной средой, сельскохозяйственным производством, усовершенствования социальных и профессиональных требований к сельскому учителю.
Определены тенденции трансформации сельской школы, ее сближения с городской (1972–1991): опережающая роль социальной обусловленности целей, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, формирование требований к учителю в условиях стандартизации содержания образования, определение нормативно-правовых механизмов институализации сельской школы в советской системе образования (цели, содержание, структура школьной сети, социально-профессиональная модель сельского учителя). Выделены пути модернизации сельской школы в условиях становления рыночных отношений в Украине (1991–1999): становление и развитие системы образования на личностно ориентированной парадигме, обновление содержания школьного образования (вариативная компонента), усиление роли местного самоуправления в принятии решений, касающихся открытия и закрытия школ разных типов и структур, утверждение норм создания школ I ступени. Позитивные тенденции развития сети школ связаны с ослаблением регламентации и усилением влияния социокультурной среды на общеобразовательную подготовку школьников сельских школ. Проанализировано влияние экономических и демографических факторов на развитие сети школ. Раскрыты социально-педагогические условия адаптации новаторских идей в современных сельских школах. Обобщено развитие идей В. Сухомлинского в теории и практике авторских школ И. Ткаченко, А. Захаренко, В. Сиволоба.
The dissertation is submitted to the obtaining of scientific degree of Doctor of Pedagogy, specialty 13.00.01-General Pedagogy and History of Pedagogy. – The instinite of Pedagogy of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Kyiv, 2014.
The relationships between the social order for education of rural students and the state strategies of the Ukrainian village socio-economic development, the educational paradigm impact on rural school functioning, the place of Pedagogy and innovations in the process of its improvement are revealed. The periodization of the Ukrainian rural school development in certain chronological bounds was worked out.
The main tendencies of the rural school development and contradictions which are typical for the transformation of such tasks as: content-methodological and material-technical providing of the rural school activity, its dynamic field, professional teacher training, the realization of innovative pedagogical ideas at the Ukrainian creator-owned schools were characterized.
The peculiarities of external and internal school differentiation in different periods, which were determined by the educational paradigms (regulatory cognitional – in Soviet times, personally oriented - in conditions of market relations incipience in independent Ukraine) are designated.
 
Date 2014
 
Type Стаття
PeerReviewed
 
Format text
 
Language ru
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/7160/1/H_Ivaniuk_SPZRSShY_AD_2014.pdf
Іванюк, Ганна Іванівна (2014) Соціально-педагогічні засади розвитку сільської школи в Україні (друга половина 50-х – 90-ті pp. XX століття)