Запис Детальніше

Педагогічні засади підготовки майбутнього вчителя музики до роботи з учнівськими музично-інструментальними колективами.

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/7339/
 
Title Педагогічні засади підготовки майбутнього вчителя музики до роботи з учнівськими музично-інструментальними колективами.
Педагогические основы подготовки будущего учителя музыки к работе с ученическими музыкально-инструментальными коллективами.
Pedagogical principles of training a future music teacher for the work with music instrumental pupil groups
 
Creator Пляченко, Тетяна Миколаївна
 
Subject Спецради у інших ВНЗ
 
Description В авторефераті у стислій формі викладено основні результати наукового дослідження з теми "Педагогічні засади підготовки майбутнього вчителя музики до роботи з учнівськими музично-інструментальними колективами".
У дисертації досліджено проблему підготовки майбутнього вчителя музики до роботи з учнівськими музично-інструментальними колективами. Виявлено закономірності й науково обґрунтовано педагогічні засади цього процесу. Проаналізовано його методологічні основи та визначено наукові підходи (синергетичний, аксіологічний, компетентнісний), реалізація яких забезпечує успішність підготовки студентів до роботи з учнівськими оркестрами й інструментальними ансамблями. Систематизовано зміст та визначено складові методики роботи майбутнього вчителя музики з учнівськими музично-інструментальними колективами. Спроектовано структуру діяльності й компетентнісну модель учителя музики як керівника учнівського музично-інструментального колективу. Визначено критерії і показники та встановлено рівні сформованості в студентів оркестрово-методичної компетентності. Розроблено й експериментально перевірено ефективність організаційно-методичної системи підготовки майбутнього вчителя музики до роботи з учнівськими музично-інструментальними колективами. Доведено доцільність визначених наукових підходів, принципів, педагогічних умов, форм, методів і засобів підготовки студентів до цього виду фахової діяльності.
В автореферате в краткой форме изложены основные результаты научного исследования по теме "Педагогические основы подготовки будущего учителя музыки к работе с ученическими музыкально-инструментальными коллективами".
В диссертации исследована проблема подготовки будущего учителя музыки к работе с ученическими музыкально-инструментальными коллективами.
Модернизация системы высшего педагогического образования в Украине требует внедрения в учебный процесс новых научных подходов, эффективных форм, методов и средств подготовки специалистов, реализация которых ориентирована на обновление всех звеньев обучения и воспитания будущих учителей в соответствии с требованиями современной школы. В связи с этим возрастает потребность в подготовке в высших педагогических учебных заведениях компетентных педагогов-музыкантов, способных на должном уровне осуществлять обучение, воспитание и развитие школьников как на уроках музыкального искусства, так и во внеучебное время.
Анализ научной литературы показывает, что в области оркестрово-ансамблевой подготовки студентов высших учебных заведений уже накоплен опыт формирования исполнительских навыков и развития отдельных профессиональных качеств будущих педагогов в учебных музыкально-творческих коллективах.
Вместе с тем еще существуют противоречия, обусловленные несоответствием уровня подготовки студентов к работе с ученическими музыкально-инструментальными коллективами нормативным требованиям к этому виду профессиональной деятельности учителя музыки.
Наличие такой проблемы побудило к проведению специального исследования, в задачи которого входили: обоснование педагогических основ – научных подходов (синергетического, аксиологического, компетентностного), принципов, закономерностей, педагогических условий, форм, методов и средств подготовки будущего учителя музыки к работе с ученическими музыкально-инструментальными коллективами; разработка методики работы учителя музыки с ученическими музыкально-инструментальными коллективами; проектирование структуры деятельности (целей, задач, условий, предмета, форм, видов, субъектов, результата деятельности) и компетентностной модели учителя музыки как руководителя ученического музыкально-инструментального коллектива (групп компетенций – личностных, профессионально-педагогических, функциональных, владение которыми влияет на уровень оркестрово-методической компетентности); экспериментальная проверка эффективности организационно-методической системы подготовки будущего учителя музыки к работе с ученическими музыкально-инструментальными коллективами.
Основными компонентами разработанной организационно-методической системы определены проективный, процессуальный и контрольно-оценочный. Проективный компонент освещает подготовительный этап к внедрению экспериментальной методики – проектирование содержания подготовки студентов к работе с ученическими музыкально-инструментальными коллективами (постановка цели и задач, разработка учебных программ, учебно-методических комплексов и пособий). Процессуальный компонент раскрывает процедуру подготовки студентов к работе с ученическими музыкально-инструментальными коллективами в процессе учебной, концертно-исполнительской и производственной деятельности с соблюдением педагогических основ (научных подходов, принципов, педагогических условий, форм, методов и средств), выбор которых обусловлен закономерностями оркестрово-ансамблевой подготовки студентов. Контрольно-оценочный компонент характеризует результат подготовки студентов по разработанной методике и раскрывает технологию определения уровня оркестрово-методической компетентности будущих учителей музыки с применением разработанных критериев, показателей и шкалы оценивания.
Экспериментальное обучение осуществлялось на занятиях авторского спецкурса „Методика работы с музыкально-инструментальными коллективами” (освещающего основные формы, виды, принципы и методы работы учителя музыки с ученическими оркестрами и ансамблями), а также на занятиях оркестрового класса, в программу которого введён практикум работы с ученическим оркестром и соответствующий учебный репертуар.
Результаты экспериментальной проверки эффективности организационно-методической системы подтвердили целесообразность педагогических основ подготовки будущих учителей музыки к работе с ученическими музыкально-инструментальными коллективами.
In the abstract in a concise form The main results of research on the topic Pedagogical principles of training a future music teacher for the work with music instrumental pupil groups.
The problem of training a future music teacher for the work with music instrumental pupil groups is researched. The regularity of this process is revealed and its pedagogical grounds are scientifically proved. Methodological principles of the process are analyzed. Such scientific approaches as synergetic, valuable, competent are determined. Their implementation ensures the success in training students for the work with pupil orchestras and instrumental ensembles. The matter of work of future music teacher with music instrumental pupil groups is systematized. Basic methods of this work are determined. The activity structure and competent model of music teacher as a conductor of music instrumental pupil group is designed. The criteria, characteristics and levels of formation within students their orchestra-and-methodological competence are defined. The effectiveness of elaborated organization and methodological system of training a future music teacher for the work with music instrumental pupil groups is checked experimentally. The expediency of determined scientific approaches, principles, pedagogical conditions, forms, methods and means of training students for this kind of professional activity is proved.
 
Date 2011
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language ru
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/7339/1/T_Plychenko_A_PZPMVMDRZUMIK_KUBG.pdf
Пляченко, Тетяна Миколаївна (2011) Педагогічні засади підготовки майбутнього вчителя музики до роботи з учнівськими музично-інструментальними колективами. Кандидат thesis, Національна академія педагогічних наук України.