Запис Детальніше

Сучасна українська література в репрезентації етнонаціональних ідентичностей

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/8109/
 
Title Сучасна українська література в репрезентації етнонаціональних ідентичностей
Current Ukrainian Fiction in Representation of Ethnic and National Identities.
Современная украинская литература в репрезентации этнонациональных идентичностей.
 
Creator Тягло, Катерина
 
Subject 10.02.05 - романські мови
 
Description Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата соціологічних наук за спеціальністю 22.00.04 – спеціальні та галузеві соціології. – Інститут соціології НАН України. – Київ, 2012.
Сучасна українська література розглядається в термінах концепції полів П. Бурдьє, а також як засіб самоопису нації. Простежено співвіднесеність динаміки літературного поля та етнонаціональної самоідентифікації нації за умов трансформації і художнього, й ідеологічного полів. Гіпотеза Н. Феркло про зв’язок термінів «поле» і «дискурс» адаптована до сучасної української літератури. З точки зору читацької аудиторії, за виключенням не чисельної, але впливової групи «читачів-експертів», українська література характеризується рисами, притаманними літературі «малій». Ідентифікаційні ефекти творів української художньої літератури залежать від комбінації їх маркетингових та естетичних характеристик.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.04 – специальные и отраслевые социологии. – Институт социологии НАН Украины, Киев, 2012.
Среди многообразия социальных и эстетических значений художественной литературы (в социологической рефлексии она рассматривается и как институт, и как разновидность медиа, и как источник социального и культурного опыта, и как текст) этноидентификационный ресурс играет существенную роль. В настоящем исследовании литература интерпретируется как один из способов самоописания нации. Пространство современной украинской литературы рассмотрено в терминах поля и дискурсивных порядков. В качестве концептуальных оснований исследования использованы теория полей П. Бурдье и метод критического дискурсивного анализа Н. Феркло, адаптированные к изучению произведений современной украинской прозы и сопровождающих ее критических текстов. Соотнесенность между формированием литературного поля и актуализацией этнонациональных идентичностей присуща в первую очередь транзитивным литературным полям, к которым относится и поле современной украинской литературы.
Уточнены механизмы структурирования и воспроизводства литературного поля, ведущая роль из которых принадлежит легитимации дефиниций «литературности», «произведения» и «писателя» в условиях становления границ поля, а также манифестации позиций и статусов как технологии признания культурных продуктов и их авторов в условиях гомологии между полем литературы и полями власти и рынка.
Развита идея о непротиворечивости концептов «поле» и «порядок дискурса», раскрыта эвристическая ценность концепта «порядок дискурса» в исследовании социальных практик по производству и потреблению культурных продуктов. Этот концепт позволяет рассматривать литературу как пространство конструирования этнонациональных идентичностей в трансформационные периоды, когда механизмы конкуренции дискурсов действуют в качестве операторов этнонациональных идентификаций.
В результате анализа художественных произведений и критических текстов, функционирующих в литературном поле, реконструирована его структура, определены механизмы воспроизводства, основания символических классификаций агентов поля (генерационная модель «волн», иерархическая модель, обеспечивающая репродукцию устойчивых и подвижных позиций в поле, дихотомия национального и глобального контекста произведений, эстетический критерий). Каждый из способов сегментации поля поддерживается определенным порядком дискурса: оппозицией «регионального и универсального» вследствие интеграции в поле новых поколений писателей, оппозицией «нативистов – модернизаторов» с акцентом на властных структурах поля, оппозицией «классики – авангарда», смещающейся в сторону эстетических оценок. Социальное признание авторов и произведений осуществляется по разным критериям: официальное признание в соответствии с государственно-идеологической значимостью; признание внутри поля согласно автономным эстетическим принципам либо под действием металитературных факторов.
Эмпирическое исследования читательских практик посредством метода глубинных интервью с молодыми читателями продемонстрировало, что критерием выбора книг для чтения служит занимательность сюжета, «легкость» языка, признание автора в референтной группе (среди сверстников, в социальных сетях), независимо от его официального статуса в поле, наличия его книг на рынке.
Зафиксированная конкуренция дискурсов, артикулирующих этнонациональную компоненту в популярных и цитируемых критикой произведениях украинских авторов, актуальна в пределах самого литературного поля и не воспринимается особо значимой молодыми читателями.
В работе выявлена специфика статуса современной украинской литературы как социокультурного феномена, репрезентирующего этнонациональную идентичность, в восприятии молодежной читательской аудиторией. С точки зрения этой части аудитории, за исключением небольшой по численности группы «читателей-экспертов», украинская литература характеризуется чертами, присущими литературе «малой». Феномен «малой» литературы, а также «негативной идентичности» и «травмы языка» исследованы в диссертации средствами критического дискурс-анализа, учитывая ее социокультурные и текстуальные особенности. Установлено, что в читательской среде украинской литературе приписывается статус маргинального явления, имеющего ограниченную сферу распространения и уступающего зарубежной и российской литературе в современности, модности, интересности.
Высказано предположение о зависимости возможных идентификационных эффектов от совокупности маркетинговых технологий и эстетических характеристик художественного произведения.
Current Ukrainian fiction is considered in terms of P. Bourdieu’s concept of fields as well as a tool of self-description of a nation. Relationship between the fiction field dynamics and formation of the nation’s ethnic and national self-identification under conditions of transformations of both fictional and ideological fields is traced. N. Ferclought's hypothesis about a tie between terms «field» and «discourse» was adapted to current Ukrainian fiction. From the reader’s point of view with exception of relatively small but influential group of «reader-experts» the Ukrainian fiction is characterized by features inherent to «minor literature». Identification effects of the Ukrainian fiction pieces depend on a combination of their market and aesthetic characteristics.
 
Date 2012
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/8109/1/Aref_Tyaglo_NDL_KL.pdf
Тягло, Катерина (2012) Сучасна українська література в репрезентації етнонаціональних ідентичностей Кандидат thesis, Інститут соціології НАН України.