Запис Детальніше

Удосконалення гігієнічних принципів формування здоров’язберігаючих технологій організації навчального процесу в загальноосвітніх навчальних закладах

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/8316/
 
Title Удосконалення гігієнічних принципів формування здоров’язберігаючих технологій організації навчального процесу в загальноосвітніх навчальних закладах
Усовершенствование гигиенических принципов формирования здоровьесохраняющих технологий организации учебного процесса в общеобразовательных учебных учреждениях
Improvement of hygienic principles of shaping the health-saving technologies of the educational process in schools
 
Creator Гозак, Світлана Вікторівна
 
Subject Спецради Університету
 
Description Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора медичних наук за спеціальністю 14.02.01 – гігієна та професійна патологія – ДУ «Інститут гігієни та медичної екології ім. О. М. Марзєєва НАМН України», Київ, 2014.
Дисертація присвячена розв’язанню проблеми збереження здоров’я учнів під час навчання у загальноосвітніх навчальних закладах.
Встановлені закономірності змін морфофункціонального стану та працездатності сучасних учнів при навчанні за різними формами організації навчального процесу. Обґрунтовані критерії здоров’язберігаючої організації навчального процесу та фізичного виховання, розраховані ризики погіршення здоров’я дітей при їх недотриманні. Розроблено та впроваджено програму профілактики і корекції порушень опорно-рухового апарату дітей та доведено її виражений позитивний ефект. Удосконалені гігієнічні принципи та розроблені методичні підходи формування здоров’язберігаючих технологій організації навчального процесу учнів у загальноосвітніх навчальних закладах.
Диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук по специальности 14.02.01 – гигиена и профессиональная патология (медицинские науки). – ГУ «Институт гигиены и медицинской экологии им. А. Н. Марзеева НАМН Украины», Киев, 2014.
Диссертация посвящена решению проблемы сохранения здоровья учащихся за период обучения в общеобразовательных учебных учреждениях. Установлено, что доля учащихся с высоким уровнем адаптационно-резервных возможностей составляет 5,4–13,4 %; низким и критически низким – 43,8–58,3 %. Организация учебного процесса в большинстве существующих ОУУ разных типов приводит к напряжению регуляторных механизмов адаптации детей, развитию сильного утомления, дисгармонического физического развития (p ≤ 0,05–0,001). Дополнительными факторами риска дезадаптации являются: наличие хронических заболеваний, гиперстенический и астенический соматотип, средний школьный возраст, нарушения опорно-двигательного аппарата, превышение массы тела.
Существующая система физического воспитания не обеспечивает сохранение работоспособности детей во время учебного процесса. У 31,0 % детей после урока физкультуры наблюдаются проявления сильного и выраженного утомления, особенно у девочек: вероятность утомления у них в 2,2 раза выше по сравнению с мальчиками (RR = 2,2, ДИ 1,14–5,73, EF = 55,0 %). В день с уроком физкультуры качество умственной работы учащихся снижается достоверно больше в сравнении с днем без урока физкультуры (t = 5,0, p < 0,001). Доведено, что все изученные факторы физического воспитания (условия, организация, качество урока физкультуры, медико-педагогический контроль) достоверно влияют на здоровье детей, но наиболее значимым является «качество урока физкультуры», изолированный вклад которого составляет в функционирование кардиореспираторной системы учащихся 36,5 % общей дисперсии, формирование осанки – 17,8 %, гармоничность физического развития – 14,9 % (р ≤ 0,05). Однако, только физическое воспитание без учета фактора общей учебной нагрузки не обеспечивает сохранение здоровья детей: изолированный вклад фактора «уровень учебной нагрузки» составляет в функционирование кардиореспираторной системы учащихся 24,8 % общей дисперсии, формирование осанки – 16,1 %, развитие утомления – 16,3 % (р ≤ 0,05).
Установлено, что ведущими критеріальными показателями организации учебного процесса являются: количество уроков и суммарная сложность уроков в неделю, количество уроков физкультуры, продолжительность малых и больших перемен, выполнения домашних заданий, общая продолжительность учебного дня. Для этих показателей разработаны критерии безопасных для здоровья уровней (для учащихся среднего школьного возраста), рассчитаны относительные риски ухудшения здоровья при их превышении (RR = 1,42–6,69) (р < 0,05–0,001).
Разработан способ оценки степени отклонения организации учебного процесса от здоровьесохраняющего потенциала по факториальным показателям. При отклонении интегрального показателя больше 50 % от оптимального уровня увеличивается относительный риск (RR) снижения адаптационно-резервных возможностей детей до критического уровня, повышения симпатикотонии и тревожности в 1,46–2,61 раза (р < 0,05–0,001).
Разработана программа профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата школьников и установлена ее эффективность: за два года доля детей с нарушениями осанки снизилась в 4,1 раза (р ≤ 0,001), плоскостопием – в 1,8 раза (р ≤ 0,01), заболеваниями костно-мышечной системы – 1,6 раза (р ≤ 0,001), болезнями глаза и его придаточного аппарата – в 1,6 раза (р ≤ 0,05), болезнями эндокринной системы – в 2,7 раза (р ≤ 0,001).
Разработан методический подход к оценке адаптационно-резервных возможностей детей школьного возраста на основе индексов, которые характеризуют разные звенья процесса адаптации. Интегральный показатель имеет статистически достоверные связи с такими широко распространенными показателями функционального состояния организма как тип реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку (р ≤ 0,05); индекс Руфье (р ≤ 0,001) и зависит от условий для физического воспитания (р ≤ 0,05); организации физического воспитания (р ≤ 0,05), качества урока физкультуры (р ≤ 0,05), уровня учебной нагрузки (р ≤ 0,05), что позволяет считать его маркером эффективности организации учебного процесса.
Гигиеническими принципами формирования здоровьесохраняющих технологий организации учебного процесса в общеобразовательных учебных учреждениях являются: комплексность (взаимообусловленность основных четырех составляющих: адекватная учебная нагрузка, оптимальное соотношение работы и отдыха, оздоровительное физическое воспитание, специальные профилактические программы); межведомственная и межсекторальная интеграция; многоуровневое взаимодействие; профессионализм и ответственность; обратная связь
Thesis for the degree of doctor of medical sciences, specialty 14.02.01 – hygiene and occupational pathology. – SI «Marzeev Institute of Hygiene and Medical Ecology NAMS of Ukraine», Kyiv, 2014.
Thesis is devoted to solving the problem of preserving the health of pupils during their studies in schools.
Regularities of changes in morphofunctional state and working capacity of pupils in learning for various forms of educational process were established. Were grounded health-saving criteria of the educational process and physical education. designed risks of health worsening in children when not comply them. The program of prevention and correction of disorders of the musculoskeletal system of children was developed and implemented and also was proved its pronounced positive effect. Hygiene principles were improved and methodological approaches of formation of health-saving technologies of the educational process in secondary schools were developed.
 
Date 2014-11
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/8316/1/S_Gozak_aref_IGME.doc
Гозак, Світлана Вікторівна (2014) Удосконалення гігієнічних принципів формування здоров’язберігаючих технологій організації навчального процесу в загальноосвітніх навчальних закладах Кандидат thesis, ДУ "ІГМЕ НАМНУ".