Запис Детальніше

Золотий перетин як композиційний принцип трансмірності в українській музичній культурі (остання третина ХХ ст.)

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/10280/
 
Title Золотий перетин як композиційний принцип трансмірності в українській музичній культурі (остання третина ХХ ст.)
Золотое сечение как композиционный принцип трансмерности в украинской музыкальной культуре (последняя треть ХХ ст.)
Golden Section Composition Principle of Transmension in Ukrainian Musical Culture (the last third оf the 20th Century)
 
Creator Каблова, Тетяна Борисівна
 
Subject Спецради у інших ВНЗ
 
Description Дослідження присвячено вивченню золотого перетину як композиційного принципу трансмірності в українській музичній культурі останньої третини ХХ ст. Уперше в українському мистецтвознавстві здійснено системний компаративний аналіз феномену золотого перетину в історико-культурному аспекті, досліджено роль золотого перетину у композиції музичних творів, інспірованих образотворчим мистецтвом. На основі концепції О. Коблякова щодо прояву трансмірності в музичному мистецтві розроблено поняття трансмірності композиції музичних творів, написаних на основі сюжетів та жанрів образотворчого мистецтва. Трансмірний аналіз, заснований на принципі золотого перетину, дозволяє моделювати схему, що генерує механізм інтеграції концепції, закладеної в образотворчому першоджерелі, та відображає асиміляцію та взаємодію складових у творах образотворчого та музичного мистецтв. У ракурсі інтеграції живопису та музики золотий перетин у композиції творів допомагає поєднувати просторово-часові характеристики зазначених видів мистецтв та впливає на композиційні особливості форми та сюжетів художніх творів. Запропонований метод трансмірного аналізу композиції презентовано на прикладі творів українських композиторів останньої третини ХХ ст. – Л. Дичко, І. Карабиця, В. Кікти
Исследование посвящено изучению золотого сечения как композиционного принципа трансмерности в украинской музыкальной культуре последней трети ХХ в. Впервые в украинском искусствоведении осуществлен системный компаративный анализ феномена золотого сечения в историко-культурном аспекте, определена роль принципа золотого сечения в композиции музыкальных произведений, инспирированных изобразительным искусством. В исследовании указано, что в процессе культурно-исторического развития и дифференциации видов искусств принцип золотого сечения является важным компонентом структурных характеристик художественных (изобразительных, музыкальных, поэтических, кинематографических) произведений и связан с понятием композиции. Доказано, что принцип золотого сечения проявляется во всех композиционных аспектах: он воплощает в себе континуальность, дискретность, симметричность, количественные соотношения подобия и контраста, подчиненность и гармоничность формы. Феномен золотого сечения инспирирует интегративный потенциал композиции художественных произведений, которая предстает своеобразным дифференциально-коммуникативным прообразом музыкального произведения.
На основе теории А. Коблякова о трансмерности в музыкальном искусстве разработана концепция трансмерности композиции в музыкальных произведениях, инспирированных изобразительным искусством. Трансмерный анализ, основанный на принципе золотого сечения, позволяет моделировать схему, генерирующую механизм интеграции концепции, заложенной в изобразительном первоисточнике, и отражает ассимиляцию и взаимодействие компонентов изобразительного и музыкального искусств. Данный анализ является проявлением формально дискурсивной логики искусства, представляющий целостность / тотальность композиционных нюансов изобразительных и музыкальных произведений. Принцип золотого сечения позволяет рассмотреть процесс интеграции произведений изобразительного и музыкального искусств на новом – трансмерном – уровне, где сюжет изобразительного первоисточника формирует музыкальные ассоциации через усиление содержательно-структурных компонентов. Передача изобразительной составляющей произведений живописи или архитектуры при помощи художественных средств музыкального искусства в таком контексте не является иллюстрацией, а принципиально новым уровнем идейного воплощения произведения, где происходит экстериоризация внешне изобразительного и эмоционально-выразительного.
В ракурсе интеграции живописи и музыки золотое сечение в композиции художественных произведений помогает совмещать пространственно-временные характеристики указанных видов искусств и отражается на композиционных особенностях формы и сюжета.
Предложенный метод трансмерного анализа композиции представлен на примере произведений украинских композиторов последней трети ХХ в. – Л. Дычко, И. Карабица, В. Кикты.
The thesis is dedicated to the golden section as a compositional principle of Ukrainian musical culture in the last third of the twentieth century. For the first time in Ukrainian art the systematic comparative analysis of the phenomenon of the golden section in historical and cultural context was workout, the role of the golden section in the composition of music, inspired by fine art was investigated. The transmension concept of music written on stories and genres of art was developed, based on the concept of O. Koblyakov transmension manifestation in music composition. Transmension analysis based on the principle of the golden section, allows to simulate a circuit that generates a mechanism of integration concepts embodied in visual source, and reflects the interaction of assimilation and interaction of the fine arts and music. In the light of the integration of art and music the golden section in composition with works helps to combine spatial and temporal characteristics of these arts and affects the composition features of form and stories fiction. The proposed method of transmension composition analysis is presented as an example of Ukrainian composers works of the last third of the twentieth century – L. Dychko, I. Karabyts, V. Kikta.
 
Date 2014-09-25
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/10280/1/T_Kablova_aref.pdf
Каблова, Тетяна Борисівна (2014) Золотий перетин як композиційний принцип трансмірності в українській музичній культурі (остання третина ХХ ст.) Кандидат thesis, Національна академія керівних кадрів культури і мистецтв.