Запис Детальніше

Методика навчання старшокласників культурологічного аналізу на уроках світової літератури

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/9887/
 
Title Методика навчання старшокласників культурологічного аналізу на уроках світової літератури
The Methods of teaching senior pupils the cultural analysis of literary works at World literature lessons
Методика обучения старшеклассников культурологическому анализу на уроках всемирной литературы
 
Creator Покатілова, Олена Олександрівна
 
Subject Спецради у інших ВНЗ
 
Description Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук зі спеціальності 13.00.02 – теорія та методика навчання (світова література). – Державний заклад „Луганський національний університет імені Тараса Шевченка”. – Луганськ, 2013.
Дисертацію присвячено вирішенню актуальної проблеми методики викладання світової літератури в школі – розробці методики навчання старшокласників культурологічного аналізу. Розкрито філософський, культурологічний, психолого-педагогічний та методичний аспекти проблеми. Концептуальними для розробленої методики вважаємо ідеї знакової природи мистецтва, поняття тексту як культурної універсалії, теорія герменевтики та художньої інтерпретації текстів різних видів мистецтв. Змістова частина методики культурологічного аналізу складається із трьох взаємопов’язаних компонентів: історико-літературних та історико-культурних матеріалів; теоретико-літературних та мистецьких понять; літературної та мистецтвознавчої критики. Практична частини розробленої методики містить: план-схему культурологічного аналізу; синтетичне понятійне поле; типологію культуротворчих завдань; методи, прийоми та види навчальної діяльності учнів на уроках світової літератури.
На підсумковому етапі експерименту було експериментально перевірено ефективність методики навчання старшокласників культурологічного аналізу на уроках світової літератури.
Ключові слова: культурологічний аналіз тексту, синтетичне понятійне поле, культуротворчі завдання, художня інтерпретація, методика навчання старшокласників культурологічного аналізу.
Thesis for obtaining scientific degree in speciality 13.00.02 – theory and methods of teaching (World literature). – State Institution „Luhansk Taras Shevchenko National University”. Luhansk, 2013.
The research reveals modern pedagogical approaches in teaching senior pupils the cultural analysis at World literature lessons. In the process of study the philosophic, cultural and literary aspects of the problem were researched. The thesis proposes theoretical grounds, the main essence and the criteria of senior pupils’ skills in the process of cultural analysis. Also various types of creative tasks and the new technologies were proposed.
It has been theoretically grounded and experimentally proved that the methodical system of cultural analysis at World literature lessons increases the pupils’ literary and cultural level, improves creative activity and creates the skills to analyze literary works in relationship with the works of art.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения (мировая литература). – Государственное учреждение „Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко”. – Луганск, 2013.
Диссертация посвящена решению актуальной проблемы методики преподавания мировой литературы в современной школе – разработке методики обучения старшеклассников культурологическому анализу текста художественного произведения.
На основе анализа исследований философов, культурологов, литературоведов, психологов, педагогов, методистов определены принципы и подходы к анализу текста художественного произведения, реализация которых, в процессе преподавания мировой литературы, обеспечивает формирование у школьников умений интерпретировать художественный текст. Анализ существующих школьных программ, учебников, учебных пособий и хрестоматий показывает, что уже накоплен определенный опыт использования культурологических материалов, вместе с тем, в современной школе преобладают иллюстративно-репродуктивные методы, приемы, виды учебной деятельности, а культурологический контекст используется на уроке мировой литературы преимущественно с целью иллюстрации программного материала. Это свидетельствует о недостаточном научно-методическом обеспечении и отсутствии методики культурологического анализа текста.
Для решения указанной проблемы была научно обоснована и разработана авторская методика обучения старшеклассников культурологическому анализу на уроках мировой литературы. Цель методики заключается в формировании целостного представления школьников о художественном тексте как явлении искусства.
Содержательная часть методики культурологического анализа состоит из трех взаимосвязанных компонентов: историко-литературных и историко-культурных материалов, теоретико-литературных и художественных понятий, литературной и художественной критики. Практическая часть методики содержит: план-схему культурологического анализа, синтетическое понятийное поле, типологию культуротворческих заданий, методы, приемы и виды учебной деятельности школьников на уроках мировой литературы.
Для проверки эффективности разработанной методики составлена программа формирующего эксперимента: отобраны базовые учебные заведения, контингент учащихся контрольной и экспериментальной групп; этапы, содержание, методы экспериментального обучения. На основании существующих классификаций определены критерии и уровни культуротворческой компетентности учащихся старших классов. Результаты экспериментального обучения старшеклассников свидетельствуют об эффективности использования методики культурологического анализа, а также положительной динамике обучения культурологическому анализу учащихся старших классов.
 
Date 2013-10-11
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/9887/1/O_Pokatilova_LNPU_IPPO.pdf
Покатілова, Олена Олександрівна (2013) Методика навчання старшокласників культурологічного аналізу на уроках світової літератури Кандидат thesis, Луганський національний університет імені Тараса Шевченка.