Музично-виконавське мистецтво в соціокультурному просторі України кінця ХХ – початку ХХІ століття
Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Relation |
http://elibrary.kubg.edu.ua/809/
|
|
Title |
Музично-виконавське мистецтво в соціокультурному просторі України кінця ХХ – початку ХХІ століття
Музыкально-исполнительское искусство в социокультурном пространстве Украины конца ХХ – начала ХХІ века Music performing art in a socio-cultural environment of Ukraine within the time period: end of the 20th - beginning of the 21st centuries |
|
Creator |
Зінська, Тетяна Володимирівна
|
|
Subject |
Спецради у інших ВНЗ
|
|
Description |
Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата мистецтвознавства за спеціальністю 26.00.01 – теорія та історія культури. – Національна академія керівних кадрів культури і мистецтв. – Київ, 2011. Дисертація присвячена комплексному дослідженню музично-виконавського мистецтва України в умовах соціокультурних змін кінця ХХ – початку ХХІ століття. Музично-виконавське мистецтво розглядається як система, яка функціонує у взаємодії компонентів: музичного виконавства, освіти та концертної практики. У роботі визначено, що специфіка музичного виконавства виявляється у відображенні всіх складових виконавського процесу: музично-творчої діяльності виконавця, формування його виконавської майстерності та особливостей музично-комунікативних зв’язків. Доведено пріоритетність принципу культуровідповідності у музичній освіті, який орієнтує освітній процес на національно-культурні та світові художні цінності. Виявлено своєрідність української музично-виконавської школи, яка функціонує як культурна традиція. Здійснено аналіз конкурсно-фестивального руху та виявлено перспективи розвитку музично-виконавського мистецтва України, яке демонструє перехід на новий етап свого розвитку в контексті інтеграції до світового культурного простору. Диссертация на соискание научной степени кандидата искусствоведения по специальности 26.00.01 – теория и история культуры. – Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств. – Киев, 2011. Диссертация посвящена комплексному изучению музыкально-исполнительского искусства Украины в условиях социокультурного пространства конца ХХ – начала ХХІ века. В первом разделе работы анализируется литература по проблематике исследования, уточняется понятийный аппарат, а также раскрывается специфика музыкально-исполнительской деятельности. Автор аргументирует мысль, что современные исследования в основном направлены на решение проблем определенной музыкально-исполнительской специализации, на осмысление становления и развития исполнительских стилей, на теоретическое обоснование исполнительского опыта. Однако изменения в социокультурном пространстве Украины последних двух десятилетий побуждают к переосмыслению музыкально-исполнительского искусства с позиций современного культурологического мышления в аспекте оценки его творческого потенциала и соответствия требованиям времени. В диссертационном исследовании музыкально-исполнительское искусство рассматривается как сложное системное явление, которое функционирует во взаимодействии компонентов: музыкального исполнительства (творческая деятельность, исполнительское мастерство, художественная коммуникация), музыкального образования (исполнительская школа, педагогические персоналии, образовательные заведения) и концертной практики (художественные проекты, фестивали, конкурсы). Второй раздел диссертации освещает особенности функционирования отечественной музыкально-исполнительской школы как самостоятельной культурной традиции, а также раскрывает приоритетность принципа культуросоответствия в современном музыкально-образовательном процессе. В работе отмечено, что комплексное изучение музыкально-исполнительского искусства Украины зависит от широкого спектра фактов, теоретических исследований и конкретных примеров индивидуальной исполнительской деятельности. Автор акцентирует, что культивирование профессионализма в сфере музыкального исполнительства Украины повлияло на развитие целостной отечественной исполнительской школы, которая объединяет школы отдельных регионов и специализаций в общую культурную традицию. Третий раздел посвящен вопросам организации современных художественных проектов, особенностям функционирования музыкальных фестивалей и конкурсов, их влияния на развитие музыкально-исполнительского искусства. В диссертации отмечена необходимость переосмысления концепций разработки проектов академического музыкально-исполнительского искусства с позиций современного социокультурного проектирования, что предполагает создание условий для формирования культурного пространства общества. Автор аргументирует, что интенсивное распространение музыкальных фестивалей и конкурсов на территории Украины в последние два десятилетия является стимулирующим фактором для развития отечественного музыкально-исполнительского искусства, которое демонстрирует, с одной стороны, позитивные тенденции (динамика концертной жизни, развитие исполнительской школы, сохранение системы музыкального образования, конкурентоспособность в мировом художественном пространстве, что подтверждается успехом украинских исполнителей на международных конкурсах), с другой, – негативные (уменьшение аудитории слушателей, разбалансированность в организации музыкального образования, коммерциализация художественных проектов, эмиграция музыкантов-исполнителей за границу). Сделан общий вывод, что музыкально-исполнительское искусство Украины конца ХХ – начала ХХІ века развивается в контексте мировой музыкальной культуры, что обуславливает его перспективность и художественный потенциал. Представляя лучшие достижения украинской музыкальной культуры за рубежом, оно способствует созданию внешнего имиджа Украины, как о европейской стране с давними художественными традициями и высоким уровнем профессионального музыкального исполнительства. Thesis for a competition of Ph. D. degree of art sciences according to speciality 26.00.01 – theory and history of culture. – The National Academy of Senior Specialists of Culture and Art, Kiev, 2011. The dissertation is aimed to determine peculiar nature of music performing arts of Ukraine under the conditions of a new socio-cultural reality and its influence upon the national-cultural identity, which shows itself in active functioning of the music performing school as a custom and the development of a competition- festival movement for music performing practice updates. In terms of coverage of the process of creative activity of a performing musician, priorities of cultural conformity principles for musical education have been determined. The potentiality and prospectivity of the Ukrainian music performing arts development has been well-proven on the ground of the exposed positive trends in a competition-festival movement development. A conclusion was well-founded that the Ukrainian music performing art at the end of the 20th – beginning of the 21st centuries displays its transition to a new stage of its development in the context of the national identity search and integration into a global cultural space. |
|
Date |
2011-09
|
|
Type |
Автореферат дисертації
NonPeerReviewed |
|
Format |
text
|
|
Language |
uk
|
|
Identifier |
http://elibrary.kubg.edu.ua/809/1/T_Zinska_avtoreferat.pdf
Зінська, Тетяна Володимирівна (2011) Музично-виконавське мистецтво в соціокультурному просторі України кінця ХХ – початку ХХІ століття Кандидат thesis, Національна академія керівних кадрів культури і мистецтв. |
|