Запис Детальніше

Фонові знання як засіб поглибленого вивчення художнього твору в шкільному курсі зарубіжної літератури.

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/2962/
 
Title Фонові знання як засіб поглибленого вивчення художнього твору в шкільному курсі зарубіжної літератури.
Фоновые знания как средство углубленного изучения художественного произведения в школьном курсе зарубежной литературы.
The Background Knowledge As a Means of the Profound Learning of a Literary Work in the School Course of «Foreign Literature».
 
Creator Сафарян, Світлана Іванівна
 
Subject Спецради Університету
 
Description Дисертацію присвячено вивченню теоретико-методичної та психолого-педагогічної сутності фонових знань, їх впливу на літературний розвиток учнів 5-11-х класів. Вибір теми дисертаційної роботи зумовлений актуальністю проблеми, недостатнім вивченням фонових знань як методичної проблеми, він вмотивований намаганням допомогти вчителю-словеснику максимально використовувати фонові знання у процесі організації вивчення і сприйняття учнями художнього твору адекватно до авторського задуму. У дисертації доведено, що фонові знання як структурний елемент навчального предмета «Зарубіжна література» є однією з рушійних сил літературного розвитку учнів і засобом, за допомогою якого здійснюється поглиблене сприйняття художнього твору. Вперше запропоновано класифікацію фонових знань з методичної точки зору. У роботі обґрунтовано й доведено думку про те, що фонові знання відповідають основним методологічним та методичним принципам викладання літератури в школі, випливають з них і взаємозв'язані з ними; показано змістову та функціональну відмінність фонових знань від коментаря і міжпредметних знань.
Вірогідність висновків і результатів дослідження забезпечувалися використанням засобів діалектичної логіки, емпіричних підходів, застосуванням взаємодоповнюючих методів, адекватних предмету, меті та завданням дослідження, застосуванням статистичних методів обробки даних.
У дослідженні теоретично встановлено й експериментально підтверджено, що використання фонових знань з урахуванням вікових особливостей, рівня розумового та літературного розвитку учнів, жанрової і родової специфіки творів впливає на поглиблене, адекватне авторському задуму сприйняття школярами художнього твору.
Диссертация посвящена изучению теоретико-методической и психолого-педагогической сущности фоновых знаний, их влиянию на литературное развитие учащихся 5-11-х классов. Выбор темы диссертационной роботы обусловлен актуальностью проблемы, недостаточным изучением фоновых знаний как методической проблемы, он мотивирован стремлением помочь учителю-словеснику максимально использовать фоновые знания в процессе организации изучения и восприятия учащимися художественного произведения адекватно авторскому замыслу.
В работе фоновые знания рассматриваются как методический термин. Доказано, что с этой точки зрения — это научные систематические знания, которые носят информационно-культурологический характер, не всегда напрямую связаны с художественным текстом, которые должны быть известны и читателю, и автору, чтобы между ними состоялся диалог, поскольку чтение художественного произведения — это своеобразный диалог между читателем и автором.
В диссертации проанализированы предпосылки для возникновения и утверждения термина «фоновые знания», доказано, что фоновые знания как структурный элемент учебного предмета «Зарубежная литература» являются одной из движущих сил литературного развития учащихся и средством, с помощью которого осуществляется углубленное восприятие художественного произведения. Впервые предложена классификация фоновых знаний с методической точки зрения, а также дана классификация фоновых знаний по их происхождению и как элемента массовой культуры. В работе обоснована и доказана мысль о том, что фоновые знания отвечают основным методологическим и методическим принципам преподавания литературы в школе, следуют из них и взаимосвязаны с ними; показано содержательное и функциональное отличие фоновых знаний от комментария и межпредметных знаний.
Изучен уровень исследования проблемы фоновых знаний в истории, теории методики и практике преподавания зарубежной литературы (В.В. Гладышев, М.С. Дубин-ская, А.Д. Жижина, М.Г. Качурин, В.Г. Маранцман, Л.Ф. Мирошниченко, Д.К. Мо-тальская, Е.А. Пасичник, З.Я. Рез, Л.А. Симакова, Ю.И. Султанов, М.В. Черкезова).
В работе исследуется взаимосвязь фоновых знаний с точки зрения методики с фоновыми знаниями как лингвистическим термином (О.С. Ахманова, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров) и знаковой системой в контексте литературоведческой семиотики (А.Е. Нямцу).
Проведен анализ школьных учебников и пособий по литературе прошлых лет и современных с целью выяснения, какие виды фоновых знаний использованы в них. В результате анализа доказано, что фоновые знания употреблялись и употребляются в учебных изданиях по украинской, русской и зарубежной литературах. При этом их использование зависит от вида и возрастного предназначения учебного издания.
Вероятность выводов и результатов теоретико-экспериментального исследования обеспечивались использованием средств диалектической логики, эмпирических подходов, применением взаимодополняющих методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, применением статистических методов обработки данных.
Практическое значение работы определяется тем, что доказано целесообразность использования отечественных и зарубежных существующих методов диагностики литературного развития и уровней читательского восприятия учащихся, модифицированных с учетом использования фоновых знаний для углубленного и правильного восприятия литературного произведения, предложена для широкого практического внедрения в школьное преподавание система специальных, модифицированных и авторских методик использования фоновых знаний в процессе углубленного изучения художественных произведений.
В исследовании теоретически установлено и экспериментально подтверждено, что использование фоновых знаний, с учетом возрастных особенностей, уровня умственного и литературного развития учащихся, жанровой и родовой специфики произведений, положительно влияет на углубленное, адекватное авторскому замыслу восприятие школьниками художественного произведения.
The dissertation is dedicated to the study of the theoretical-methodological and psychological-pedagogical essence of the background knowledge and its influence on the literary development of students. The dissertation proves that the background knowledge as a structural element of the school subject «Foreign Literature» is one of the motive powers of the literary development of students as well as a tool of realization of the profound perception of an artistic (literary) work. This is for the first time when the classification of the background knowledge from methodological point of view has been offered.
The research of this thesis sets up theoretically and confirms statistically that the utilization of the background knowledge influences on the profound and adequate to the author's project perception of a literary work if he takes into account age peculiarities, the level of intellectual and literary development of students, genre specific character of the works.
 
Date 2003
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/2962/1/Safaryan_S.pdf
Сафарян, Світлана Іванівна (2003) Фонові знання як засіб поглибленого вивчення художнього твору в шкільному курсі зарубіжної літератури. Кандидат thesis, АПН.