Запис Детальніше

Формування в учнів 6-7 класів вмінь працювати з підручником у процесі навчання історії.

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/3002/
 
Title Формування в учнів 6-7 класів вмінь працювати з підручником у процесі навчання історії.
Формирование у учащихся 6-7 классов умений работать с учебником в процессе обучения истории.
The formation of pupils' skills of the 6-7th forms to work with a textbook in the process of learning history.
 
Creator Трухан, Олександр Феодосійович
 
Subject Спецради Університету
 
Description У дисертації вперше як особливу методичну проблему досліджено формування вмінь учнів 6-7 класів працювати з підручником у процесі навчання історії, визначено методичні умови формування таких умінь.
Проведено науковий аналіз ступеню розробленості досліджуваної проблеми в теорії та практиці навчання історії у вітчизняній та зарубіжній школі.
У дисертації дістали подальшого розвитку положення щодо необхідності й доцільності розвитку вмінь учнів працювати з підручником у шкільній історичній освіті, їх ролі у формуванні предметної компетентності учнів у контексті досліджуваної проблеми.
Теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено розроблену на цих засадах методику формування в учнів 6-7 класів школи вмінь працювати з підручником у процесі навчання історії.
В диссертации впервые как особую методическую проблему исследовано формирование умений учащихся 6-7 классов работать с учебником истории, определены методические условия, разработана методика формирования таких умений на уроках истории.
Проведен анализ разработанности исследуемой проблемы в теории и практике обучения истории в отечественной и зарубежной школе.
Уточнены понятия «умение учащихся работать с учебником истории», «методические приемы организации познавательной деятельности подростков с учебником истории», «структура умений познавательной деятельности». Доказано, что формирование умений учащихся 6-7 классов в процессе работы с учебником истории будет эффективным, если учитель: систематически обеспечивает мотивацию познавательной деятельности учащихся; учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся; активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, отбирая методические приемы работы с учебником, адекватные как целям конкретного урока, так и обучению истории в целом.
Проведенный теоретический анализ дает возможность утверждать, что в процессе обучения истории в 6-7 классах учебник выполняет функции носителя исторической информации, средства усвоения учащимися знаний и умений, организации их учебно-познавательной деятельности и формирования предметной компетентности. Методическими условиями эффективной организации внеурочной работы учащихся по истории являются:
- обеспечение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся с учебником;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся путем отбора методических приемов работы с учебником, адекватных как целям конкретного урока, так и обучения истории в целом.
В процессе теоретического исследования проблемы и констатирующего эксперимента нами была разработана методика формирования умений работать с учебником на уроках истории в 6-7 классах, которая состояла из определенных методических условий, форм, методов и приемов деятельности учителей и учащихся, которые должны были обеспечить процесс формирования умений школьников работать с учебником, в частности их когнитивной, процессуальной и мотивационной составляющих.
In the dissertation for the first time the formation of pupils' skills of the 6-7ш forms to work with a textbook in the process of learning history as a special methodical problem is researched, methodical conditions of formation of such skills are defined.
The scientific analysis of the level of groundwork of the researching problem in theory and practice of learning history in Ukrainian and foreign schools is carried out.
In dissertation the points as for necessity and expediency of formation of pupils' skills to work with a textbook in school historic education, their role in formation of pupils' subject competence in the context of the researching problem have got a further development.
The methods of formation of pupils' skills of the 6-7 forms to work with a textbook in the process of learning history was theoretically substantiated and experimentally examined.
 
Date 2012
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/3002/1/Truhan_O.pdf
Трухан, Олександр Феодосійович (2012) Формування в учнів 6-7 класів вмінь працювати з підручником у процесі навчання історії. Кандидат thesis, НАПН України.