Запис Детальніше

Психологічні умови розвитку самоповаги у дошкільників

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/3236/
 
Title Психологічні умови розвитку самоповаги у дошкільників
Психологические условия развития самоуважения у дошкольников
Psychological conditions of pre-school age children’s self-esteem development
 
Creator Дятленко, Наталія Михайлівна
 
Subject Спецради Університету
 
Description Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук зі спеціальності 19.00.07 – педагогічна та вікова психологія. – Центральний інститут післядипломної педагогічної освіти АПН України, Київ, 2002.
У дисертації розкриваються теоретико-методологічні та експериментальні підходи до вивчення процесів самосвідомості, що пов’язані із виробленням ціннісного ставлення до себе в ранньому онтогенезі. Дається теоретичний аналіз ступеня розробленості проблеми у філософській та психолого-педагогічній літературі, пропонується концепція та програма дослідження, визначаються критерії самоповаги дошкільників.
Експериментально виявляються тенденції в розвитку самоповаги дошкільників за особливостями співвідношення в їх поведінці прагнення до самовираження, домагання визнання та дій самозбереження. Показані особливості домагань, мотивації та самооцінки дошкільників як показників самоповаги. Схарактеризовано рівні розвитку самоповаги, виділено статеві та вікові її особливості, показана залежність самоповаги дітей від міри регламентованості їх діяльності та стилю керівництва з боку значущого дорослого. Експериментально обгрунтовується залежність самоповаги від типу ціннісного ставлення до дитини в родині та дошкільному закладі, пропонується методика оптимізації ставлення до себе у дошкільників.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – педагогическая и возрастная психология. – Центральный институт последипломного педагогического образования АПН Украины, Киев, 2002.
Диссертационное исследование посвящено изучению теоретико-методоло-гических и практических аспектов выработки дошкольниками устойчивого ценностного отношения к себе в таком проявлении как самоуважение. В работе дается анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме, раскрывается концепция и программа исследования, описывается методика и результаты изучения явления, предлагается программа развития самоуважения у дошкольников.
Показано, что самоуважение является продуктом самосознания и функционирует в структуре Я-образа, в частности, в составе его эмоционально-ценностного компонента. В результате обобщения кратковременных эмоциональных переживаний относительно “Я” складывается целостное устойчивое самоотношение, более общей частью которого является ощущение “за” или “против” себя. Существенное значение в процессах выработки личностью уважительного отношения к себе имеет система ее ценностных ориентаций. Именно ощущение своего соответствия или несоответствия определенным эталонам, образцам способны вызвать переживания самоуважения. Обращается внимание на важную роль внутренней активности, которая направляется личностью на выработку, поддержку и коррекцию положительного самоотношения.
В онтогенезе ценностное отношение к себе начинает складываться одновременно с формированием образа-Я. Внутренними предпосылками самоува-жения, как интегрированной и обобщенной характеристики личности, выступают следующие особенности: стремление к постоянному возобновлению положительных переживаний, способность к обобщению переживаний относительно “Я”, функционирование элементарной рефлексии, отделение частичной самооценки от общей. В работе делается акцент на изучение самоуважения дошкольников в условиях предметно-практической деятельности и общения; проводится параллель между переживаниями собственной ценности и удовлетворением потребности в самовыражении и признании. Особое внимание обращается на способность личности к защите положительного Я-образа.
На основании теоретического анализа литературы с проблемы выделяются критерии и показатели самоуважения. Самостоятельность, старательность, стремление к успеху, претензии на признание, способность к самосохранению, - все эти проявления в совокупности свидетельствуют о развитом самоуважении.
Анализируются факторы внешней среды, которые способны оказывать влияние на самоуважение дошкольника, в частности, индивидуальный опыт успехов-неудач и общение со взрослыми, роль которых сводится к созданию благоприятных условий для познания ребенком самого себя. Подчеркивается роль внутренней активности самого ребенка в процессах выработки ценностного отношения к себе.
Дается характеристика исходных теоретико-методологических принципов исследования, таких как системный подход к пониманию личности, в соответствии с которым самоуважение рассматривается как составная целостной системы; принцип единства сознания и деятельности, что обеспечивало возможность изучения отношения к себе через деятельность и поведение дошкольника; принцип активности личности, что давало право относиться к ребенку как субъекту, способному к выработке, поддержке и защите положительного Я-образа.
На основании результатов наблюдения и эксперимента делается ряд выводов об особенностях самоуважения у дошкольников, а именно: о существовании четырех групп детей за тенденциями в самоотношении и трех уровней развития самоуважения, первые из которых различаются соотношением отдельных критериев, вторые – величиной общей оценки всех показателей; о зависимости самоуважения не только от пола или возраста, а в значительной степени от индивидуальной истории развития; о положительном влиянии на процессы выработки ценностного отношения к себе условий ограниченой регламентированности деятельности значимыми взрослыми.
В диссертации анализируются особенности притязаний дошкольников, мотивации выбора ими меры сложности заданий, особенности самооценки в условиях экспериментального выполнения заданий. Делается вывод о зависимости процессов выработки ценностного отношения к себе от стиля руководства значимого взрослого. Его конструктивная помощь, эмоциональная поддержка повышают чувство уверенности в себе, оказывая положительное влияние на характер выбора меры сложности, мотивацию, адекватность самооценки.
В работе обуславливается зависимость самоуважения ребенка от особенностей типа ценностного отношения к нему. Эмоционально восприимчивый, действенно конструктивный тип ценностного отношения со стороны родителей и воспитателей положительно влияют на развитие Я-образа дошкольника, обогащая эмоциональный и когнитивный компоненты, способствуя таким образом развитию самоуважения.
Апробируется методика воспитания самоуважения у дошкольников, основные направления которой состоят в обогащении детей знаниями об уважении и самоуважении, расширении их индивидуального опыта успешной деятельности в сочетании с диалогическим общением со взрослыми и развитие процессов самопознания и самоосознания. Особое внимание уделяется воспитанию личностных ценностей.
В работе анализируются изменения, которые наблюдались в поведении старших дошкольников после введения в практику общественного и семейного воспитания системы формирующих воздействий.
The dissertation for receiving a scintific degree of a Candidate of Psychology on specialty 19.00.07 – pedagogical and age psychology. - The General Institute of Postgraduate Pedagogical Education of the Academy of Pedagogical Science of Ukraine, Kyiv, 2002.
The theoretical, methodical and experimental basis of self-consciousness processes researching, which are connected with the creation of valuable self-attitude in early ontogeny are opened in the dissertation. The theoretical analysis of problem’s elaboration in the philosophical, psychological and pedagogical literature is presented; the conception and the program of research are suggested; the criterions of demonstration of self-esteem at the preschool age in communication and in practical activity are marked.
Experimentally proved the types of self-esteem according to the peculiarities of self-expression correlation, aspiration for acknowledgment and action of self-preservation. The pecularities of claims, motivations and self-appraisal as indexes of self-esteem are shown; the levels of development of self-esteem are characterized, sexual and age specificities are emphasized, the dependence of self-esteem from the regulation of child’s activity and the leadership style of significant adult. Experimentally proved the dependence of child’s self-esteem from the type of valuable attitude to person in the family and in infant school. The optimization program of valuable self-attitude in pre-school age is offered.
 
Date 2002
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language ru
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/3236/1/N_Diatlenko_ZIPPOAPNU_2002_IPPO.pdf
Дятленко, Наталія Михайлівна (2002) Психологічні умови розвитку самоповаги у дошкільників Кандидат thesis, Центральний інститут післядипломної педагогічної освіти АПН України.