Сучасні тенденції розвитку неформальної освіти майбутніх учителів у Німеччині
Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Relation |
http://elibrary.kubg.edu.ua/6978/
http://kubg.edu.ua/ |
|
Title |
Сучасні тенденції розвитку неформальної освіти майбутніх учителів у Німеччині
Современные тенденции развития неформального образования будущих учителей Германии Modern trends in non-formal education of future teachers of Germany |
|
Creator |
Шапочкіна, Ольга Володимирівна
|
|
Subject |
Спецради Університету
|
|
Description |
Шапочкіна О.В. Сучасні тенденції розвитку неформальної освіти майбутніх учителів Німеччини. – Рукопис. Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук за спеціальністю 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти. – Київський університет імені Бориса Грінченка, Київ, 2012. У дисертації визначено методологічні засади розвитку неформальної освіти як складової неперервної освіти; сформульовано авторське визначення поняття «неформальна освіта майбутніх учителів»; вивчено особливості неформальної освіти майбутніх учителів Німеччини; охарактеризовано сучасні тенденції її розвитку: державну підтримку та громадянську ініціативу у процесі розвитку неформальної освіти майбутніх учителів Німеччини, взаємовплив і взаємодоповнення формальної та неформальної освіти у системі професійної освіти учителів Німеччини, варіативність методичного забезпечення реалізації завдань неформальної освіти майбутніх учителів Німеччини; адаптовано досвід Німеччини з розвитку неформальної освіти у вітчизняну систему неперервної професійної освіти учителів; розроблено відповідні рекомендації. Шапочкина О.В. Современные тенденции развития неформального образования будущих учителей Германии. – Рукопись. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика профессионального образования. – Киевский университет имени Бориса Гринченка, Киев, 2012. В диссертации изучены современные тенденции развития неформального образования будущих учителей в Германии. Теоретические аспекты неформального образования исследованы на основе дескриптивного (описательного) и прескриптивного (нормативного) подходов. Дескриптивный подход позволил изучить феномен неформального образования на трѐх уровнях – философском, 19 общенаучном и конкретнонаучном; прескриптивный подход обусловил формулировку целей, задач, признаков и функций неформального образования. Благодаря обобщениям, которые были сделаны на методологических уровнях в исследовании определены основные этапы учебно-познавательной деятельности личности, которая вовлечена в неформальное образование: интуитивный, нормативный, активный и креативный. Учитывая терминологическое разнообразие понятия «неформальное образование» в исследовании была использована научная дифференциация термина «неформальное образование» на государственном, общественном, личностном и университетском уровнях, сформулировано авторское толкование понятия «неформальное образование будущих учителей» как составляющей системы неперывного профессионального образования, самостоятельно мотивированного вида деятельности, который связан с осмысленным выбором личностью разнообразных форм организации обучения, направленных на саморазвитие и профессиональное совершенствование, освоение дополнительных компетенций. Компаративистский анализ научных источников дал возможность раскрыть особенности неформального образования будущих учителей Германии в системе непрерывного профессионального образования: признание неформального образования на государственном, общественном, личностном и университетском уровнях; слияние его с системой непрерывного профессионального образования учителей Германии; введение в учебные планы университетов начального курса по неформальному образованию; создание соответствующих куриккулумов; развитие вариативности форм организации неформального образования; активное вовлечение студентов педагогических университетов Германии в различные формы организации неформального образования с целью формирования ключевых профессиональных компетентностей, дополнительных компетенций, развития культуры проведения их досуга. Особенности неформального образования будущих учителей в Германии позволили охарактеризовать современные тенденции его развития: государственную поддержку и гражданскую инициативу в процессе развития неформального образования будущих учителей Германии; взаимовлияние и взаимодополнение формального и неформального образования в системе профессионального образования будущих учителей Германии; вариативность методического обеспечения реализации задач неформального образования будущих учителей Германии. Отмечено, что неформальное образование немецких граждан основано на двух аспектах: государственная поддержка и гражданская инициатива. Определено, что взаимовлияние и взаимодополнение формального и неформального образования в Германии активно реализуется в процессе подготовки будущих специалистов путѐм вовлечения их в неформальное образование – активное участие в студенческих семинарах, тренингах, конференциях; посещение дидактических мастерских, секций, кружков, общедидактических курсов; волонтѐрская деятельность; студенческий молодѐжный обмен; участие в создании презентаций; групповая деятельность; образовательный туризм и т.д. Кроме того, определена вариативность методического обеспечения реализации заданий неформального образования – охарактеризованы три группы форм эффективной организации 20 неформального образования будущих учителей Германии за целевой направленностью, а именно: формирование ключевых профессиональных компетенций, дополнительных компетенций и культуры проведения досуга студентами, также проанализированы куриккулумы по неформальному образованию педагогических университетов Германии – учебные программы, визитки курсов, пособия, методические рекомендации, модульные каталоги и т.д. Результаты проведенного компаративного анализа были использованы при обрисовке возможностей использования опыта Германии по профессиональной подготовке будущих учителей в контексте неформального образования. При помощи метода научной екстраполяции адаптировано опыт Германии по развитию неформального образования в систему профессионально-педагогической подготовки будущих учителей Украины в виде рекомендаций. Shapochkina O.V. Modern trends in non-formal education of future teachers of Germany.– Manuskript. The Thesis for candidate of science degree, speciality 13.00.04. – Theory and Methods of Professional Education. – Kyiv Borys Grinchenko University. – Kyiv, 2012. In dissertation methodological principles of development of non-formal education are certained as a component of continuous education; authorial determination of concept "non-formal education of future teachers" is set forth; the features of non-formal education of future teachers of Germany are studied; its modern progress trends are described: state support and civil initiative in the process of development of non-formal education of future teachers of Germany, interplay and complementarity of formal and non-formal education in the system of trade education of teachers of Germany, variability of the methodical providing of realization of her tasks; experience of Germany is adapted from development of non-formal education in the domestic system of continuous trade education of teachers; corresponding recommendations are worked out. |
|
Date |
2012-10-03
|
|
Type |
Автореферат дисертації
NonPeerReviewed |
|
Format |
text
|
|
Language |
uk
|
|
Identifier |
http://elibrary.kubg.edu.ua/6978/1/O_Shapochkina_STRNOMUUN_GI.pdf
Шапочкіна, Ольга Володимирівна (2012) Сучасні тенденції розвитку неформальної освіти майбутніх учителів у Німеччині Кандидат thesis, Київський університет імені Бориса Грінченка. |
|