Запис Детальніше

Сучасні тенденції розвитку неформальної освіти майбутніх учителів у Німеччині

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/6978/
http://kubg.edu.ua/
 
Title Сучасні тенденції розвитку неформальної освіти майбутніх учителів у Німеччині
Современные тенденции развития неформального образования будущих учителей Германии
Modern trends in non-formal education of future teachers of Germany
 
Creator Шапочкіна, Ольга Володимирівна
 
Subject Спецради Університету
 
Description Шапочкіна О.В. Сучасні тенденції розвитку неформальної освіти майбутніх учителів Німеччини. – Рукопис.
Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук за спеціальністю 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти. – Київський університет імені Бориса Грінченка, Київ, 2012.
У дисертації визначено методологічні засади розвитку неформальної освіти як складової неперервної освіти; сформульовано авторське визначення поняття «неформальна освіта майбутніх учителів»; вивчено особливості неформальної освіти майбутніх учителів Німеччини; охарактеризовано сучасні тенденції її розвитку: державну підтримку та громадянську ініціативу у процесі розвитку неформальної освіти майбутніх учителів Німеччини, взаємовплив і взаємодоповнення формальної та неформальної освіти у системі професійної освіти учителів Німеччини, варіативність методичного забезпечення реалізації завдань неформальної освіти майбутніх учителів Німеччини; адаптовано досвід Німеччини з розвитку неформальної освіти у вітчизняну систему неперервної професійної освіти учителів; розроблено відповідні рекомендації.
Шапочкина О.В. Современные тенденции развития неформального образования будущих учителей Германии. – Рукопись.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика профессионального образования. – Киевский университет имени Бориса Гринченка, Киев, 2012.
В диссертации изучены современные тенденции развития неформального образования будущих учителей в Германии. Теоретические аспекты неформального образования исследованы на основе дескриптивного (описательного) и прескриптивного (нормативного) подходов. Дескриптивный подход позволил изучить феномен неформального образования на трѐх уровнях – философском,
19
общенаучном и конкретнонаучном; прескриптивный подход обусловил формулировку целей, задач, признаков и функций неформального образования. Благодаря обобщениям, которые были сделаны на методологических уровнях в исследовании определены основные этапы учебно-познавательной деятельности личности, которая вовлечена в неформальное образование: интуитивный, нормативный, активный и креативный. Учитывая терминологическое разнообразие понятия «неформальное образование» в исследовании была использована научная дифференциация термина «неформальное образование» на государственном, общественном, личностном и университетском уровнях, сформулировано авторское толкование понятия «неформальное образование будущих учителей» как составляющей системы неперывного профессионального образования, самостоятельно мотивированного вида деятельности, который связан с осмысленным выбором личностью разнообразных форм организации обучения, направленных на саморазвитие и профессиональное совершенствование, освоение дополнительных компетенций.
Компаративистский анализ научных источников дал возможность раскрыть особенности неформального образования будущих учителей Германии в системе непрерывного профессионального образования: признание неформального образования на государственном, общественном, личностном и университетском уровнях; слияние его с системой непрерывного профессионального образования учителей Германии; введение в учебные планы университетов начального курса по неформальному образованию; создание соответствующих куриккулумов; развитие вариативности форм организации неформального образования; активное вовлечение студентов педагогических университетов Германии в различные формы организации неформального образования с целью формирования ключевых профессиональных компетентностей, дополнительных компетенций, развития культуры проведения их досуга.
Особенности неформального образования будущих учителей в Германии позволили охарактеризовать современные тенденции его развития: государственную поддержку и гражданскую инициативу в процессе развития неформального образования будущих учителей Германии; взаимовлияние и взаимодополнение формального и неформального образования в системе профессионального образования будущих учителей Германии; вариативность методического обеспечения реализации задач неформального образования будущих учителей Германии. Отмечено, что неформальное образование немецких граждан основано на двух аспектах: государственная поддержка и гражданская инициатива. Определено, что взаимовлияние и взаимодополнение формального и неформального образования в Германии активно реализуется в процессе подготовки будущих специалистов путѐм вовлечения их в неформальное образование – активное участие в студенческих семинарах, тренингах, конференциях; посещение дидактических мастерских, секций, кружков, общедидактических курсов; волонтѐрская деятельность; студенческий молодѐжный обмен; участие в создании презентаций; групповая деятельность; образовательный туризм и т.д. Кроме того, определена вариативность методического обеспечения реализации заданий неформального образования – охарактеризованы три группы форм эффективной организации
20
неформального образования будущих учителей Германии за целевой направленностью, а именно: формирование ключевых профессиональных компетенций, дополнительных компетенций и культуры проведения досуга студентами, также проанализированы куриккулумы по неформальному образованию педагогических университетов Германии – учебные программы, визитки курсов, пособия, методические рекомендации, модульные каталоги и т.д.
Результаты проведенного компаративного анализа были использованы при обрисовке возможностей использования опыта Германии по профессиональной подготовке будущих учителей в контексте неформального образования. При помощи метода научной екстраполяции адаптировано опыт Германии по развитию неформального образования в систему профессионально-педагогической подготовки будущих учителей Украины в виде рекомендаций.
Shapochkina O.V. Modern trends in non-formal education of future teachers of Germany.– Manuskript.
The Thesis for candidate of science degree, speciality 13.00.04. – Theory and Methods of Professional Education. – Kyiv Borys Grinchenko University. – Kyiv, 2012.
In dissertation methodological principles of development of non-formal education are certained as a component of continuous education; authorial determination of concept "non-formal education of future teachers" is set forth; the features of non-formal education of future teachers of Germany are studied; its modern progress trends are described: state support and civil initiative in the process of development of non-formal education of future teachers of Germany, interplay and complementarity of formal and non-formal education in the system of trade education of teachers of Germany, variability of the methodical providing of realization of her tasks; experience of Germany is adapted from development of non-formal education in the domestic system of continuous trade education of teachers; corresponding recommendations are worked out.
 
Date 2012-10-03
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/6978/1/O_Shapochkina_STRNOMUUN_GI.pdf
Шапочкіна, Ольга Володимирівна (2012) Сучасні тенденції розвитку неформальної освіти майбутніх учителів у Німеччині Кандидат thesis, Київський університет імені Бориса Грінченка.