Социальная феноменология киберкоммуникации
Vernadsky National Library of Ukraine
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Социальная феноменология киберкоммуникации
|
|
Creator |
Батаева, Е.
|
|
Description |
В статье была предпринята попытка провести феноменологический анализ киберкоммуникации on-line, используя методику А.Шютца. Одной из центральных особенностей киберкоммуникации является ее “без-телесность”, исключающая возможность телесно-непосредственных реакций на процесс общения между киберакторами, предельно удлиняющая социальные дистанции между ними. Вытеснение живых (обладающих телом) личностей их “никовыми” дублерами влечет за собой “типизацию”, обезличивание киберотношений, сориентированных на усредненный, “типичный” образец киберповедения. Тот факт, что в процессе киберкоммуницирования исходно исключается возможность наблюдения непроизвольных, эмоционально-телесных форм поведения друг друга, что все его участники могут воспринимать лишь вербально-оформленные сообщения, помещает их в равные условия, обеспечивая определенный уровень эгалитарности и демократичности киберкоммуницирования. С другой стороны, ситуация “без-телесности” общения может привести к определенным негативным последствиям. Можно предположить, что без-телесность чат-общения может наложить характерный отпечаток на живое коммуницирование, оправдывая без-личностное, без-телесное отношение к Другим как к абстрактным “типам”, “фантомам”, от общения с которыми можно безболезненно отказаться. Проанализирована социальная природа киберкоммуникации с использованием феноменологического концепта “очевидности”. Согласно создателю феноменологии Э.Гуссерлю, очевидными могут быть названы феномены, присутствующие в сознании наблюдателя. Если попробовать рассмотреть природу киберкоммуницирования в подобном контексте, то можно будет сделать вывод о “феноменологической очевидности” киберобщения, которое рефлексивно воспринимается киберакторами и представлено в их сознании (а потому становится для них несомненным). |
|
Date |
2015-12-22T15:10:51Z
2015-12-22T15:10:51Z 2011 |
|
Type |
Article
|
|
Identifier |
Социальная феноменология киберкоммуникации / Е. Батаева // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2011. — № 1. — С. 52–66. — Бібліогр.: 25 назв. — рос.
1563-4426 http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/90161 316.772.5: 165.62 |
|
Language |
ru
|
|
Relation |
Социология: теория, методы, маркетинг
|
|
Publisher |
Iнститут соціології НАН України
|
|