Природа національного міфу: історико-філософський контекст
Electronic Archive of Sumy State University
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Природа національного міфу: історико-філософський контекст
|
|
Creator |
Артюх, В`ячеслав Олексійович
Артюх, Вячеслав Алексеевич Artiukh, Viacheslav Oleksiiovych |
|
Subject |
національна ідентичність
міфічна структура український національний міф национальная идентичность мифическая структура украинский национальный миф national identity mythical structure Ukrainian national myth |
|
Description |
В дисертації подається філософський аналіз феномена національного міфу в історико-філософському вимірі. Досліджується полісемантизм поняття ―міф‖, який зумовлює специфіку сприйняття національного міфу. З’ясовується смисловий інваріант поняття ―національний міф‖ у розмаїтті його історико-філософських інтерпретацій. Нація розглядається, по-перше, з історичного боку, і тоді вона виступає формою буття етносу в індустріальну та постіндустріальну епохи; по-друге, з антропологічного боку, і тоді вона стає формою колективної ідентифікаціїі, що природно притаманна людині. Сутнісно національний міф визначається як вся безпосередня, дорефлексивна повнота переживання індивідом його національної ідентичності. Показується дієвість міфічних структур на прикладі виникнення і розвитку української націоналної ментальності.
Диссертация является философским исследованием природы феномена национального мифа в его историко-философском измерении. Исследован полисемантизм понятия ―миф‖, который обуславливает специфику восприятия и национального мифа. Доказывается, что понятие ―миф‖, приобретая семантическую многозначность, не просто отображает определенное содержание, но и активно его формирует. В диссертации утверждается, что национальный миф есть реализация мифотворческой способности как древнего так и современного человека. Существование мифического типа опыта обусловлено некоторыми априори психологического и культурного порядка. Утверждается, что в истории философской мысли встречается, по крайней мере, четыре варианта концепта ―национальный миф‖. 1) Связь нации и мифа является изначальной: всякий миф является национальным в понимании нации как первобытного коллектива. Это дорефлективная стадия существования национального мифа, его тождественности себе (от античности до Дж. Вико). 2) В традиции романтизма, который воспринимает нацию как от века данную сущность, под национальным мифом понимаются древние рассказы, которые обуславливают национальную историю и через комплиментарное восприятие которых население сплачивается в нацию. В конце XVIII–начале XIX веков путем изучения и пропаганды народного творчества осуществляется реанимация таких мифов для потребностей нациестроительства (Й.Г.Гердер, Ф.В.Й. Шеллинг, Я.Гримм). 3) Рационально-оценочная позиция, которая определяет национальный миф продуктом современной эпохи и квалифицирует его как выдуманную историю, опасную завораживающую ложь, которая мешает понять истинную сущность нации (Е.Геллнер). 4) Позиция, которая определяет национальный миф необходимым элементом опыта современного человека, причем при таком подходе научный разум не должен ставиться выше мифа (К.Хюбнер). Феномен нации в диссертации рассматривается, во-первых, с исторической стороны, и тогда нация выступает формой организации этноса в индустриальную и постиндустриальную эпохи; во-вторых, с антропологической стороны, и тогда нация выступает формой коллективной идентификации, которая естественно присутствует в мировоззрении человека. Сам процесс идентификации есть во многом процедурой мифической. В диссертации доказывается, что национальный миф является сложным переплетением деятельности неосознанных и осознанных уровней психики, который отсылает к первичным модусам восприятия нации. Национальный миф есть вся непосредственная, дорефлективная полнота переживания национальной идентичности. Вербально такой миф является парадигмальной историей, которая выводит сегодняшнее состояние нации с его прошлого по принципу мифической модели времени; мифическое время четко разделяет историю нации на прошедшее сакральное и профанное сегодняшнее, в которое возможны прорывы сакрального. Мифическое пространство нации – это священные места, которые имеют силу, переходящую в носителей национальной идентичности. При мифическом восприятии сама нация выступает сакральным существом, которое существует физически; по правилу нераздельности в мифе единичного и общего отдельный человек выступает персонификацией нации. Показывается действенность мифических структур на примере возникновения и развития украинской национальной ментальности. The dissertation analyses the phenomenon of national myth in historical and philosophical context and investigates the polysemantics of the “myth” concept caused by the specific perception of national myth. A semantic invariant of the “national myth” concept is determined among the variety of its historical and philosophical interpretations. The phenomenon of nations is considered, first, from historical point, when the nation appears as a form of the ethnic group’s existence in the industrial and postindustrial period; and, secondly, from anthropological point, when the nation presents the form of identification which is inherent in every human being. The national aspect is defined as a fullness of the national identity perception. The efficacy of mythical structures as a factor of mentality’s formation and development is also analyzed. |
|
Publisher |
Вид-во СумДУ
|
|
Date |
2011-02-28T12:39:15Z
2011-02-28T12:39:15Z 2001 |
|
Type |
Synopsis
|
|
Identifier |
Артюх, В.О.
Природа національного міфу: історико-філософський контекст [Текст] : Автореферат... к. філос. наук спец.: 09.00.05 – історія філософії / В.О. Артюх. - Суми : Сумський державний університет, 2001. - 14 с.
http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3377 |
|
Language |
uk
|
|