Система освіти як засіб модернізації української культури
Electronic Archive of Sumy State University
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Система освіти як засіб модернізації української культури
|
|
Creator |
Бушман, Ірина Олександрівна
Бушман, Ирина Александровна Bushman, Iryna Oleksandrivna |
|
Subject |
система освіти
філософія освіти принцип системності система образования принцип системности философия образования system of education philosophy of education principle of system |
|
Description |
В дисертації аналізуються соціально-філософські освітні концепції, стан та перспективи розвитку системи освіти в сучасному суспільстві. В роботі розглядаються основні підходи до тлумачення понять ―освіта‖, ―система освіти‖, співвідношення освіти та ціннісних орієнтирів сучасної культури. У дисертаційній праці першочергово звертається увага на соціокультурний зміст нових освітніх парадигм, на існування різноманітних інтерпретацій культури, співвідношення понять ―культура‖, ―діяльність‖, ―соціальні відносини‖, ―людина‖. Спираючись на існуючі підходи до сутності культури, були визначені основні параметри сучасної культури, взаємозв’язок освіти та культури. Дослідження теоретико-методологічних проблем освіти є передумовою розробки соціокультурних концепцій модернізації системи освіти та української культури, подальшого практичного використання принципу системності у створенні нових моделей системи освіти та культури, реалізації як теоретичного, так і соціально-практичного потенціалу філософії освіти в Україні. Формулюються підсумки вирішення наукових завдань дисертаційної роботи, пропонуються рекомендації методологічного, теоретичного та практичного аспектів. Розроблено методологічні основи міждисциплінарного дослідження закономірностей формування нової освітньої політики в сучасному суспільстві. В диссертации исследуется актуальность научных разработок социокультурных проблем образования. Внимание исследователя нацелено на поиск тенденций и перспектив развития образовательной сферы. Использование принципа системности как раз предоставляет возможность оперировать образованием не как отдельным объектом, а во взаимосвязи с другими системами общественной жизни – в частности с культурой, с массивом ее креативных принципов, методик и стереотипов функционирования. Таким образом, исследование теоретико-методологических проблем образования дает возможность заполнить когнитивно-концептуальный вакуум, который образовался в процессе развития философии образования. Исследование под таким углом зрения раскрывает предпосылки разработки социокультурных концепций модернизации системы образования и украинской культуры, а также последующего практического использования принципа системности в создании новых моделей системы образования и культуры, реализации как теоретического, так и социально-практического потенциала философии образования в Украине. В первом разделе ―Теоретико-методологические основания исследования системы образования‖ анализируются социально-философские образовательные концепции, состояние и перспективы развития системы образования в современном обществе. В работе рассматриваются основные подходы к толкованию понятий ―образование‖, ―система образования‖, соотношения образования и ценностных ориентиров современной культуры. В диссертационной работе обращается внимание на социокультурное содержание новых образовательных парадигм, на существование разнообразных интерпретаций культуры, соотношение понятий ―культура‖, ―деятельность‖, ―социальные отношения‖, ―человек‖. Определены основные параметры современной культуры, взаимосвязь образования и украинской культуры. Диссертант подчеркивает, что наиболее ценная особенность системного исследования состоит в рассмотрении им комплекса взаимодействующих элементов, его направленность на изучение поведения объекта в окружающей среде, то есть, рассмотрение системы как элемента, составной части более широкой системы. Во втором разделе “Образование как императив украинской культуры” реализуется рассмотрение культуры как специфического образа человеческой жизни, соотношение ее с обществом. Исследуя культуру как совокупность базовых и основополагающих средств деятельности, отмечено, что такой трактовке соответствует понятие ―ментальность‖. Определены основные параметры современной образовательной политики. Рассматривая особенности социокультурных процессов в украинском обществе, определена специфика реализации культурологической парадигмы образования в национальной школе, ее ориентированность на ценности национальной культуры. Третий раздел – “Проблемы модернизации образования в современном обществе” – посвящен проблемам модернизации системы образования. В нем осуществлен анализ понятия ―модернизация‖, его соотношение с понятиями ―современное общество‖ и ―традиционное общество‖. При рассмотрении разнообразных концепций образования и культуры обоснована необходимость холистического рассмотрения культурного процесса, закономерностей проявления его составляющих, а также условий превращения компонентов культуры. В Выводах формулируются итоги решения научных заданий диссертационной работы, предлагаются рекомендации методологического, теоретического и практического аспектов. В диссертационном труде разработаны методологические основы междисциплинарного исследования закономерностей формирования новой образовательной политики в современном украинском обществе. Разработка общих философско-онтологических категорий должна происходить в процессе анализа антропологической проблемы сущности человека как субъекта образования, проблемы образования как сферы взаимодействия общества и человека, личности и социальных отношений, обоснования цели образования и телеологических оснований социальности, а также определения структурно-функциональных характеристик образования как социально организованного процесса культурного наследования. In dissertation the actuality of scientific developments of sociocultural problems of education is explored, objectively aims attention of researcher in the plane of searching of tendencies and prospects of development of educational sphere. The use of principle of the system gives possibility to operate by education not as by a separate object, and in intercommunication with other systems of public life, in particular with a culture, with the array of its creative principles, methods and stereotypes of functioning. In work basic approaches to interpretation of notions are examined "education", "system of education", correlation of education with the valued reference points of modern culture. At dissertation the attention on sociocultural maintenance of new educational paradigms applies to work, on existence of various to interpretation of culture, correlation of notions is a "culture", "activity", "social relations", "man". Leaning against existent approaches to essence of culture, the basic parameters of modern culture, intercommunication of education and cultures. |
|
Publisher |
Вид-во СумДУ
|
|
Date |
2011-02-28T14:14:36Z
2011-02-28T14:14:36Z 2005 |
|
Type |
Synopsis
|
|
Identifier |
Бушман, І.О.
Система освіти як засіб модернізації української культури [Текст] : Автореферат... к. філос. наук спец.: 09.00.10 – філософія освіти / І.О. Бушман. - Суми : Сумський державний університет, 2005. - 19 с.
http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3407 |
|
Language |
uk
|
|