Формування комунiкативно-мовленнєвих умiнь у процесi роботи з навчальними текстами шкiльних предметiв немовного циклу
Electronic Archive of Sumy State University
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Формування комунiкативно-мовленнєвих умiнь у процесi роботи з навчальними текстами шкiльних предметiв немовного циклу
|
|
Creator |
Казанджиєва, Марина Симеонівна
Казанджиева, Марина Симеоновна Kazandzhyieva, Maryna Symeonivna |
|
Subject |
мовленнєзнавство
учбовi тексти мовленнєвомислительнi операцiї речеведение учебные тексты речемыслительные действия и операции speech acquisition academic texts thought and speech provoking actions and operations |
|
Description |
В дисертацiйному дослiдженнi запропоновано програму курсу шкiльного мовленнєзнавства, в основу якої покладено мовленнєзнавчi вiдомостi й умiння, що мають безпосереднє вiдношення до всiх видiв мовленнєвої дiяльностi школярiв. В роботi описано жанри текстiв на матерiалi шкiльного курсу географiї для VI класу, а також методика формування мовленнєзнавчих умiнь у процесі засвоєння навчальної iнформацiї на уроках немовного циклу. Апробацiя програми шкiльного мовленнєзнавства здiйснювалася в процесi роботи факультативу в середнiй школi. В диссертационном исследовании затронуты проблемы, относящиеся к речеведению - области смежных по предмету речи наук (языкознания, логики, теории речевой коммуникации, методики преподавания русского языка), в которой осмысливаются и обобщаются все виды речевой деятельности. Рассмотрение речеведческих проблем в качестве составной части работы по развитию речи объясняется тем, что теоретические возможности традиционных методов развития речи в школе, по сути, исчерпаны и актуальным становится изыскание новых подходов к проблеме развития речи в школе. Одним из таких подходов и может стать выявление и осмысление методических резервов, заключенных в методической системе современного школьного образования в целом. Речеведческий аспект школьного курса родного языка не разрабатывался как самостоятельный предмет, в результате чего отдельные проблемы речеведения (деление текста на части и их озаглавливание, составление плана текста и т.п.) рассматривались как методические, вне системы речеведческих понятий и не выделялись в самостоятельный предмет обучения. Центральным понятием школьного речеведения является текст: в процессе слушания и чтения он выступает объектом речевой деятельности, а в процессе говорения и письма - ее целью. Содержание и объем речеведения как составной части работы по развитию речи определяются теми задачами, которые решает учащийся в контексте всех видов речевой деятельности. Целью исследования и является определение речеведческих знаний и умений, которые должны содержаться в материале уроков развития речи в расчете на использование в процессе освоения учебной информации по всем школьным предметам. В связи с этим основной задачей стал анализ учебных текстов по предметам неязыкового цикла и послетекстовых заданий к ним, а также разработка методики конструирования деятельностных программ, лежащих в основе работы с учебным текстом. В основу анализа учебных текстов в школьных учебниках географии положены структурные и композиционные эталоны, типичные наборы компонентов содержания, типичные наборы речемыслительных операций и действий, лежащих в основе каждого конкретного жанра учебных текстов, а также учебные цели, реализующиеся в деятельностных программах. На основе указанных критериев разработана типология учебных текстов, содержащихся в школьных учебниках географии для VI-VII классов, а также описаны жанры учебных текстов. Анализ возможностей и перспектив введения речеведческих знаний подтвердил, что эти знания и умения должны формироваться либо на уроках развития речи, либо в рамках нового предмета, который можно было бы назвать школьным речеведением. Введение в учебный обиход речеведческого материала потребовало в основу работы положить “бытовые” тексты и лишь затем - тексты школьных учебников. Такой подход обеспечил осознанное восприятие и освоение учащимися базовых речеведческих понятий (понятий о видах текстовой информации, о единицах и компонентах текста и т.д.). Речеведческие знания, необходимые для работы с учебными текстами, и составили содержание программы речеведения для VI-VII и для IX-XI классов. В диссертационном исследовании предложена программа курса школьного речеведения, в основе которой лежат речеведческие знания и умения, имеющие непосредственное отношение ко всем видам речевой деятельности учащихся. Базовые понятия речеведения и речеведческие темы представлены в виде трех основных блоков: “лексическое речеведение” (текстовые функции и виды слов), “логическое речеведение” (понятие, определение понятий, виды понятий, логическая структура текста), “синтаксическое речеведение” (абзац, типы абзацев, способы распространения информемного предложения абзаца), “прагматическое речеведение” (функции каждой части текста в общем ходе мысли). Основным направлением речеведческой работы является формирование умений самостоятельного конструирования учащимися деятельностных программ (“текстопорождающее речеведение”) на предтекстовом и текстовом этапах работы с учебным материалом. Предложенная программа была проверена в ходе экспериментального обучения в гуманитарных классах средних школ. Полученные в ходе обучения результаты показали, что предложенная методика решает задачи развития речи школьников, учащийся получает возможность “видеть” текст, осознанно воспринимать и воспроизводить учебную информацию. Повышение эффективности обучения оказалось связанным также с отработкой речемыслительных операций, лежащих в основе учебных заданий. Совокупности этих речемыслительных операций и составили в итоге деятельностные программы на предтекстовом и собственно текстовом этапах работы с учебным материалом на речеведческой основе. Апробация программы школьного речеведения осуществлялась в процессе работы факультатива в средней школе. The dissertation is intended to develop a special school course aimed at perfecting pupils¦ speech skills. The basis of this course is made up of speech acquisition knowledge and skills. The latter are immediately connected with all kinds of pupils¦ speech Activity. The research paper thoroughly investigates different jenres of academic texts from the Geography text - book for the sixth. The manuscript suggests the methodology of the formation of Speech skills on the basis of school subjects of non-linguistic orientation. The effectiveness of the suggested new course was approved by the teachers who had used it. |
|
Publisher |
Інститут педагогіки АПН України
|
|
Date |
2011-03-01T13:04:25Z
2011-03-01T13:04:25Z 1999 |
|
Type |
Synopsis
|
|
Identifier |
Казанджиєва, М.С.
Формування комунiкативно-мовленнєвих умiнь у процесi роботи з навчальними текстами шкiльних предметiв немовного циклу [Текст] : Автореферат... к. пед. наук спец.: 13.00.02 – теорія і методика навчання російської мови / М.С. Казанджиєва. - К. : Інститут педагогіки АПН України, 1999. - 18 с.
http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3451 |
|
Language |
uk
|
|