Засоби відеоінформації на лекційних і семінарських заняттях при вивченні природничих предметів у школах нового типу
Electronic Archive of Sumy State University
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Засоби відеоінформації на лекційних і семінарських заняттях при вивченні природничих предметів у школах нового типу
|
|
Creator |
Одарченко, Наталія Іванівна
Одарченко, Наталия Ивановна Odarchenko, Nataliia Ivanivna |
|
Subject |
школи нового типу
лекційні і семінарські заняття засоби відеоінформації школы нового типа лекции и семинарские занятия средства видеоинформации schools of a new type lectures and seminar videoinformation aids |
|
Description |
На підставі аналізу результатів проведених педагогічних, психологічних досліджень в дисертації визначаються і доводяться можливості засобів відеоінформації в підвищенні якості знань, умінь і навичок учнів при проведенні лекційних та семінарських занять у школах нового типу. Розроблена методика застосування засобів відеоінформації і модель проведення лекційних і семінарських занять. Визначені особливості впливу застосування засобів відеоінформації на динаміку розумової працездатності учнів.
Диссертация состоит из вступления и двух разделов. Во вступлении дана общая характеристика проведенного исследования. Определены цель исследования – научно–теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности применения средств видеоинформации. Объект исследования – учебный процесс в школах нового типа, предмет – применение средств видеоинформации на лекционных и семинарских занятиях при изучении естественных предметов учащимися 10-11 классов. Сформулированы содержания основной гипотезы, задачи и методологические основы исследования, новизна сделанных выводов, их практическое значение и достоверность, форм апробации и внедрения результатов исследования. В первом разделе описаны результаты анализа задач и особенностей функционирования школ нового типа, концепция их развития. Установлено, что процесс усовершенствования операционно-деятельностного компонента обучения учащихся может рассматриваться и как процесс постепенного перехода от классно-урочной системы к систематическому проведению лекционных и семинарских занятий. Далее описаны и проанализированы дидактическая сущность лекционных и семинарских занятий, их задачи, закономерности, методика проведения. Установлены основные трудности, с которыми сталкиваются учителя и учащиеся при практической реализации принципа наглядности, интенсификации и рационализации процесса обучения, а также возможности средств видеоинформации для их устранения. При этом определены информационные функции, дидактические роль и назначения средств видеоинформации. Во втором разделе описана методика проведения педагогического исследования, система критериев оценки ―педагогической эффективности‖ применения средств видеоинформации, особенности применения отдельных медицинских инструментальных методик для определения динамики уровня работоспособности учащихся на экспериментальных занятиях. Далее описана общая модель проведения лекционных и семинарских занятий с использованием средств видеоинформации для более полной реализации принципа наглядности, и интенсификации и рационализации учебной работы учителя и учащихся. На основе проведенной первой серии педагогических экспериментов установлено, что применение средств видеоинформации способствует повышению эффективности лекционных и семинарских занятий на основе создания благоприятных условий для расширения и углубления знаний учащихся, интенсификации и рационализации учебной работы учителя и учащихся. Результаты второй серии экспериментов показали, что средства видеоинформации дают наибольший ―педагогический эффект‖, если они являются педагогическими инструментами учителя, который в процессе их применения использует дополнительные приемы для формирования мотивационной сферы деятельности учащихся; применения средств видеоинформации в комплексе с другими средствами обучения, обеспечения поэтапности усвоения знаний учащимися, установления равнозначности между познавательными возможностями учащихся и методикой подачи и объяснения учебного материала с помощью средств видеоинформации. При этом экспериментально доказано, что применение средств видеоинформации сопровождается вполне обратимыми процессами восстановления работоспособности учащихся к исходному уровню или близкого к нему. В процессе проведения исследования установлена эффективность применения учащимися средств видеоинформации при выступлении с докладами, сообщениями, объяснениями решения задач, упражнений и т.п. на семинарских занятиях. При этом они способствуют повышению активности самостоятельной работы учащихся при обобщении, систематизации и повторении учебного материала. В третьей серии экспериментальных исследований доказано, что использование средств видеоинформации способствует прочному усвоению знаний с тенденциями повышения уровня их качества в процессе самостоятельной работы при подготовке к диагностическим контрольным работам, зачетам, экзаменам. The possibilities of videoinformation use in the qualitative improvement of students knowledge, skills and habits at lectures and seminars in schools of a new type have been proved and determined on the strength of performed pedagogical and psychological research analysis. The methods of videoinformation aids application and lectures and seminars patterns have been elaborated. The peculiarities of videoinformation aids influence on students mental capacity dynamics have also been defined. |
|
Publisher |
Інститут педагогіки АПН України
|
|
Date |
2011-03-02T12:24:45Z
2011-03-02T12:24:45Z 1999 |
|
Type |
Synopsis
|
|
Identifier |
Одарченко, Н.І. Засоби відеоінформації на лекційних і семінарських заняттях при вивченні природничих предметів у школах нового типу [Текст] : Автореферат... к. пед. наук, спец.: 13.00.01 – теорія та історія педагогіки / Н.І. Одарченко. - К. : Інститут педагогіки АПН України, 1999. - 22 с.
http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3488 |
|
Language |
uk
|
|