Психологічний аналіз впливу етноекологічних чинників на формування здібностей до літературної творчості
Electronic Archive of Sumy State University
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Психологічний аналіз впливу етноекологічних чинників на формування здібностей до літературної творчості
|
|
Creator |
Кривопишина, Олена Анатоліївна
Кривопишина, Елена Анатольевна Kryvopyshyna, Olena Anatoliivna |
|
Subject |
здібності
літературна творчість етноекологічні чинники способности литературное творчество этноэкологические факторы abilities literary creativity ethnic-ecological factors |
|
Description |
Здійснено теоретичне та експериментальне дослідження впливу етноекологічних чинників на формування здібностей до літературної творчості. З`ясовано, що процес формування здібностей до літературної творчості обумовлений наявністю двох глобальних чинників: 1) наявністю конкретної структури взаємозв`язаних етноекологічних чинників, які можуть бути розкладені на більш універсальні компоненти - часо-просторові характеристики навколишнього середовища; 2) наявністю етноекологічного фуркаційного чинника (інваріант імпринтингу/ імпресингу), що впливає на мобільність когнітивних та емоційних структур творчої особистості. Практичне впровадження результатів дослідження було здійснено в розробці програми творчого тренінгу по формуванню емпатії та творчого вербального мислення як структурних компонентів літературних здібностей учнів. Диссертация посвящена анализу влияния этноэкологических факторов на формирование способностей к литературному творчеству. На основе анализа и обобщения психологической литературы по проблеме психологии творчества, общих и специальных способностей обоснована актуальность темы исследования, охарактеризованы основные подходы к исследованию влияния этноэкологических факторов на формирование способностей к литературному творчеству, сформулированы концептуальные положения относительно особенностей влияния временно-пространственных и фуркационных факторов на формирование личностей писателей и литературно одаренных учащихся. Процесс формирования способностей к литературному творчеству обусловлен этноэкологическими факторами как системой взаимовлияний творческой личности и среды на социальном и генетическом уровне. Специфическая конфигурация взаимосвязанных внешних и внутренних этноэкологических факторов и их универсальных компонентов — временно-пространственных характеристик окружающей среды влияет на формирование специфических когнитивных и эмоциональных структур личности. Влияние этноэкологических фуркационных факторов (как с позитивной, так и с негативной эмоциональной окраской) происходит в таких хронологических точках онтогенеза, которые можно считать сензитивными для развития способностей к литературному творчеству. На формирование способностей к литературному творчеству влияет творчески обогащенная среда: наличие позитивного образца творческого поведения, ―профессионального образца‖, ―идеального героя‖, эмоционального влияния матери. Существует взаимозависимость между уровнем развития литературных способностей и уровнем развития их основных компонентов - эмпатии и творческого вербального мышления. На этапе констатирующего эксперимента был проведен анализ вербального описания (более 200 текстов) писателей Сумщины, который позволил определить инвариантную модель индивидуализированного и обобщенного пространства творческой личности. Была определена взаимосвязь между двумя основными этноэкологическими моделями: природно-упорядоченной гармонической и природно-упорядоченной негармонической и двумя типами реакции в украинской психике — ―vita minima‖ (созерцательный компонент) и ―vita maxima et heroica‖ (энтузиастический компонент). Анализ автобиографических материалов писателей позволил определить, что наиболее значимые события для развития творческой личности происходили в таких хронологических точках онтогенеза, которые совпадают с периодами наиболее полного созревания мозговых структур. Именно эти периоды считаются сензитивными для влияния фуркационных факторов (позитивно или негативно окрашенных). На основе анализа (авто)биографических данных и продуктов деятельности были определены четыре группы временно-пространственных характеристик среды: 1) горизонталь-вертикаль; 2) однородность-неоднородность; 3) ―свое-чужое‖ пространство; 4) стабильность-нестабильность. Элементы одной или нескольких из указанных групп выступают в роли фуркационного фактора и совпадают с периодами сензитивными для развития литературных способностей. Результаты констатирующего эксперимента показали, что формирование способностей к литературному творчеству стало возможным при таких условиях: 1) наличие неоднородной среды, а также разнородных пространственных влияний; 2) влияние географической зоны (в виде преобладания горизонтали) на формирование индивидуального психического пространства писателей; 3) наличие разнородных влияний (не более двух-трех); 4) наличие стабильной среды (эмоционально благоприятной и небла-гоприятной); 5) влияние микрофакторов (наличие творчески обогащенной среды, проявляющейся инвариантно); 6) влияние фуркационного фактора в периоды 4-7, 11-14 и 14-19 лет. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана программа творческого тренинга по развитию способностей к литературному творчеству учащихся гимназии. В тренинге использованы психотехнические приемы, направленные на развитие творческого вербального мышления, эмпатических способностей, образной памяти, восприятия информации разной модальности. В процессе проведения творческого тренинга удалось достичь повышения уровня развития структурных компонентов литературных способностей — творческого вербального мышления и эмпатии. Анализ результатов формирующего эксперимента позволяет сделать вывод о том, что эффективное формировнаие способностей к литературному творчеству предполагает использование активных методов обучения, в частности, творческого тренинга. В то же время проведение творческого тренинга является необходимым, но недостаточным условием для развития литературных способностей. Формирование способностей к литературному творчеству кроме целенаправленного влияния обучения (литературные студии, тренинги), зависит от конкретной структуры взаимосвязанных этноэкологических факторов, специфическая конфигурация которых влияет на формирование и мобильность когнитивных и эмоциональных структур творческой личности. Present theses contains theoretical and experimental research of the influence of the ethnic-ecological factors on forming the abilities of literary creativity. It was revealed that the process of forming of the literary creativity is determined by the existence of two global factors: 1) the existence of definite structure of interrelated ethnic-ecological factors, which can be displayed by more universal components - temporary spacious characteristics of environment; 2) the existence of the ethnic-ecological `furcational` factor invariant impression imprint, which influences on the mobility of the cognitive and emotional structures of creative personality. The practical introduction of the results of the research work is carried out creative training programme, at the development of structural component of literary ability empathy and creative verbal intellection. |
|
Publisher |
Вид-во СумДУ
|
|
Date |
2011-03-02T13:26:23Z
2011-03-02T13:26:23Z 2001 |
|
Type |
Synopsis
|
|
Identifier |
Кривопишина, О.А.
Психологічний аналіз впливу етноекологічних чинників на формування здібностей до літературної творчості [Текст] : Автореферат... к. психол. наук спец.: 19.00.07 – педагогічна та вікова психологія / О.А. Кривопишина. - Суми : Сумський державний університет, 2001. - 22 с.
http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3503 |
|
Language |
uk
|
|