Запис Детальніше

Ідіостиль Валерія Шевчука

Electronic Archive of Sumy State University

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Ідіостиль Валерія Шевчука
 
Creator Переломова, Олена Степанівна
Переломова, Елена Степановна
Perelomova, Olena Stepanivna
 
Subject мовна картина світу
ідіостиль
мовна особистість
языковая картина мира
идиостиль
языковая личность
language picture of the world
idiostyle
language peculiarity words-symbols
 
Description У дисертації з’ясовано принципи естетичного освоєння дійсності Валерієм Шевчуком, здійснено аналіз слів-символів у текстах художніх творів письменника як ключових у визначенні ідейно-естетичного смислу, розглянуто мовно-експресивні засоби портретного зображення.
Проаналізовано співвідношення стилістично-нейтральної та маркованої лексики, зокрема висвітлено функцію книжної лексики, функцію діалектизмів та розмовно-просторічних елементів; виявлено особливості індивідуального словотворення.
Дисертаційна робота є першою спробою створення мовного портрета відомого представника сучасної української філософсько-інтелектуальної прози В.Шевчука, виявлення закономірностей формування його ідіостилю.
В диссертации обозначены принципы эстетического освоения действительности писателем В.Шевчуком, осуществлен анализ слов-символов в текстах художественных произведений писателя как ключевых в определении идейно-эстетического смысла, рассмотрены языковые экспрессивные средства портретного изображения.
Во вступлении обосновано актуальность темы исследования, определены его цель и задания, объект и предмет научного исследования, методы изучения материала, новизна, теоретическое и практическое значение полученных результатов. Здесь также изложены теоретические понятия идиостиля в лингвистике, концептуальной картины мира писателя, понятие этнической и индивидуальной языковой картины мира.
В первом разделе “Идиостиль писателя с точки зрения современной лингвистики” дано определение терминов “идиолект”, “идиостиль” (“индивидуальный стиль”), показана тесная связь понятия “идиолект” с такими понятиями, как “мировидение писателя”, “языковая личнность”, “языковая картина мира”, а также представлены взгляды лингвистов на проблему эстетические функции языка художественных произведений.
Художественная картина мира В. Шевчука антропоцентрична и национально окрашена.
В.Шевчук – глубоко национальный писатель, который знает и изображает мир представлений, этнокультуру своего народа в современной жизни и прошлом, реализует этнопсихологию через систему словесно-художественных образов.
Во втором разделе “Слова-символы – характерный признак идиостиля В.Шевчука” определено понятие символа в художественном произведении.
В.Шевчук мыслит символами, слова с символическим значением пронизывают творчество писателя. Так, символический образ дороги как жизненного пути открывает одну из граней мировидения.
Наблюдается также парадигматика художественной образности с приращением символического значения. Символическое значение имеют также цветовые определения.
На синтагматическом уровне символы приобретаю новое звучание, возникают “комбинаторные приращения”.
Персонификация абстрактных понятий, явлений природы выступает категорией индивидуального в своей повторяемости и закономерности.
Внимание писателя привлекает “история человеческой души”. Именно глаза, как зеркало души, выступают символом внутренней сущности человека, его духовности и нравственности. Слово-символ очі несет на себе значительную смысловую и психологическую нагрузку.
Третий раздел “Взаимодейстия различных слоев лексики в языке произведений В. Шевчука” рассматривает соотношение стилистически нейтральной и маркированной лексики, раскрывает функцию книжной лексики, функцию диалектизмов и разговорных элементов; выявляет особенности индивидуального словообразования.
Стилистически нейтральная общеупотребительная лексика способствует выявлению стилистически активных компонентов, стилистически ярких лексем.
Диалектизмы в произведениях В. Шевчука выполняют характерологическую функцию, они стилистически оправданы и уместны.
Разговорные словесные элементы являются средством образности, имеют четкую положительную или отрицательную коннотацию.
Авторские индивидуальные новообразования эстетически значимы, они позволяют писателю избежать речевых шаблонов, демонстрируя неисчерпаемые возможности родного языка.
В общих выводах систематизированы и обобщены основные положения диссертационной работы, которые дают возможность сделать выводы о самобытности индивидуального стиля писателя.
The dissertation deals with the principles of aesthetic understanding of reality by the writes V.Shevchuk. It analyses the words – symbols in the works of the writer as the key word in ideological aesthetic understanding. The work also deals with expressive means of portrait distribution.
The dissertation analyses the correlation of neutral style and marked vocabulary, it shows the function of literary vocabulary? Dialect words and folk elements. It stresses the peculiarities of individual word creation.
This work is the first attempt of creating the portrait of the great representative of modern Ukrainian philosophical- intellectual prose V. Shevchuk. It indicates the peculiarities of his individual style.
 
Publisher Інститут української мови НАН України
 
Date 2011-03-03T08:04:26Z
2011-03-03T08:04:26Z
2002
 
Type Synopsis
 
Identifier Переломова, О.С. Ідіостиль Валерія Шевчука [Текст] : Автореферат... к. філол. наук, спец.: 10.02.01 – українська мова / О.С. Переломова. - К. : Інститут української мови НАН України, 2002. - 19 с.
http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3527
 
Language uk