Запис Детальніше

Словотвірний потенціал дієслівних основ з категоріальним значенням активного руху в сучасній німецькій мові

Electronic Archive of Sumy State University

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Словотвірний потенціал дієслівних основ з категоріальним значенням активного руху в сучасній німецькій мові
 
Creator Щигло, Лариса Володимирівна
Щигло, Лариса Владимировна
Shchyglo, Larysa Volodymyrivna
 
Subject твірна основа
похідна основа
словотвірна валентність
производящая основа
производная основа
словообразовательная валентность
generative basis
derivative basis
word-formation valency
 
Description Дисертацію присвячено виявленню словотвірного потенціалу дієслівних основ з категоріальним значенням активного руху в сучасній німецькій мові на основі валентнісних, словотвірних, семантичних характеристик віддієслівних похідних, а також парадигматичних відношень у словотвірних парах, словотвірних парадигмах та словотвірних гніздах. Твірні основи дієслів на позначення активного руху поділяються на іменні та дієслівні. Відповідно до структурно-морфологічної валентності продуктивними у творенні досліджуваних похідних основ є словотвірні моделі з напівпрефіксами та частотними адвербіальними й ад’єктивними компонентами. Значення префіксів узгоджується зі значеннями твірних основ певних семантичних груп. Досліджувані дієслівні основи реалізують їхній словотвірний потенціал двома основними способами: конверсія та афіксація.
Визначення словотвірного потенціалу дієслівних основ з категоріальним значенням активного руху шляхом організації у словотвірні пари та словотвірні парадигми, які у свою чергу об’єднуються у словотвірні гнізда, сприяє репрезентації всіх наявних словотвірних і семантичних зв’язків між словами, що входять до складу цих словотвірних гнізд.
Диссертация посвящена исследованию словообразовательного потенциала глагольных основ с категориальным значением активного движения в современном немецком языке на основе валентностных, словообразовательных, мотивационных и семантических характеристик отглагольных производящих основ, а также парадигматических отношений в структуре таких словообразовательных группирований, как словообразовательная пара, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо.
Ведущими критериями в определении словообразовательного потенциала глагольных основ с категориальным значением активного движения в современном немецком выступают: их лексико-грамматическая принадлежность, валентносные характеристики, семантическая и деревационная структуры. Исследование свидетельствует о значительных валентностных связях препозитивных словообразовательных формантов в процессе порождения производных отглагольных основ с категориальным значением активного движения. Анализ словообразовательной валентности непроизводных глагольных основ с категориальным значением активного движения способствовал установлению их абсолютной словообразовательной активности относительно глагольных полупрефиксов и частотных компонентов в составе производных структур.
Основы префиксальных глаголов реализуют свои словообразовательные потенции в образовании отглагольных основ существительных и прилагательных путем суффиксации и конверсии, демонстрируя самые высокие показатели словообразовательной активности в порождении имен действия. Подтверждением положения об ослаблении словообразовательных потенций основ с каждым последующим актом деривации является низкая активность отглагольных основ, которые соотносятся по структуре и семантике с производящими основами префиксальных глаголов.
Словообразовательная валентность глагольных основ как потенция, и как реализация закрепляется в “готовых” единицах, что позволило выделить семантические модели отглагольных глаголов с пространственным значением, маркирующиеся собственным, характерным только для них набором префиксальных формантов и дифференцирующихся по отношению один к другому своей индивидуальной семантикой.
Выявленные словообразовательные группировки отглагольных производных с категориальным значением активного движения: словообразовательная пара, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо, исходными звеньями которых выступают производящие глагольные основы, являются основными показателями словообразовательных возможностей исследуемых глагольных основ.
Словообразовательные отглагольные гнезда с категориальным значением активного движения, характеризуются такими особенностями: центром семантической структуры ядерных глаголов с основами geh-, komm-, lauf-, flieg-, schwimm-, kriech-, klett-, spring-, gleit- – семантико-мотивационный признак “активное движение”; отглагольные производные располагаются на трех- (реже) четырѐх ступенях деривации, объединяясь в словообразовательные парадигмы; наиболее насыщена производными І ступень деривации, дериваты на которой образуются путем префиксации, суффиксации и конверсии; ІІ и ІІІ ступени словопроизводства представлены меньшим количеством производных, а на ІV ступени словообразовательный процесс от отглагольных производных основ завершается.
Словообразовательный потенциал глагольных основ с категориальным значением активного движения зависит от состава словообразовательных парадигм как основных составляющих отглагольных словообразовательных гнѐзд. Установлено, что словообразовательные парадигмы носят гетерогенный характер. Среди них выделяется обширный разряд префиксальных образований, которым присущи разнообразные модификационные словообразовательные значения. Каждый префиксальный формант привносит в производную основу свой индивидуальный оттенок.
Типовая словообразовательная парадигма имеет трѐхзонную субстантивно-адъективно-вербальную структуру и состоит из разных семантических позиций. Наиболее частотными среди производных разных зон являются отглагольные глаголы и имена существительные со словообразовательным значением “исполнитель движения”, глаголы со значением “опредмеченного движения” и глаголы со значением “процесса движения”.
Изучение словообразовательного потенциала глагольных основ путем организации их дериватов в словообразовательные парадигмы, которые, в свою очередь, образуют словообразовательные гнѐзда, способствует освещению всех словообразовательных и семантических связей между производящими и производными основами, которые входят в состав этих словообразовательных гнѐзд. Самым распространенным типом парадигматических отношений являются синонимические отношения, основанные на формально-семантических различиях, в рамках которых словообразовательные синонимы выполняют оттеночно-смысловую и уточнительную функции.
The thesis focuses on the word-formation potential of verbal bases with the categorial meaning of active movement in the modern German language on the basis of valency, word-formation, semantic features of verbal derivates as well as paradigmatic relations in word-formation pairs, word-formation paradigms and word-formation nests. Generative bases of verbs denoting active movement are divided into nominal and verbal. In accordance with their structural and morphological valency word-formation models with semiprefixes and frequent adverbial and adjectival components are productive for the creation of derivative bases under analysis. The meaning of prefixes agrees with the meaning of generative bases of certain semantic groups. The verbal bases under analysis realize their word-formation potential in two main ways: conversion and affixation.
Determination of word-formation potential of verbal bases with the categorial meaning of active movement by means of their grouping into word-formation pairs and word-formation paradigms, which in their turn are united in word-formation nests, facilitates the representation of all semantic and word-formation links between words within the corresponding word-formation nests.
 
Publisher Вид-во СумДУ
 
Date 2011-03-03T09:44:56Z
2011-03-03T09:44:56Z
2010
 
Type Synopsis
 
Identifier Щигло, Л.В. Словотвірний потенціал дієслівних основ з категоріальним значенням активного руху в сучасній німецькій мові [Текст] : Автореферат... к. філолог. наук; спец.: 10.02.04 – германські мови / Л.В. Щигло. - Суми : Сумський державний університет, 2010. - 23 с.
http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3564
 
Language uk