Психологічні умови розвитку особистісної рефлексії у студентів технічного университету
Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Relation |
http://elibrary.kubg.edu.ua/13238/
|
|
Title |
Психологічні умови розвитку особистісної рефлексії у студентів технічного университету
Psychological conditions of personal reflection in engineering students Психологические условия развития личностной рефлексии у студентов технического университета |
|
Creator |
Фурман, Вікторія Вікторівна
|
|
Subject |
Спецради Університету
|
|
Description |
Визначено поняття особистісної рефлексії, здійснено аналіз науково-теоретичних концепцій даної проблеми у зарубіжній та вітчизняній психології. Запропоновано структурну модель складових особистісної рефлексії, у якій виокремлено когнітивний, афективний та конативний компоненти та вектори, що їх наповнюють. Проведено експериментальне дослідження психологічних умов, що впливають на розвитку особистісної рефлексії у студентів технічного університету, і поділяємо на внутрішньо та зовнішньо детерміновані психологічними умовами Доведено продуктивність розробленої та апробованої програми тренінгу розвитку особистісної рефлексії у студентів технічного університету. Її цілеспрямоване впровадження необхідно розглядати як умову ефективного впливу на розвиток особистісної рефлексії студентів технічного ВНЗ. Thesis deals with the psychological conditions of personal reflection in engineering students, presents an analysis of scientific and theoretical concepts of the problem in the foreign and domestic psychology, defined psychological conditions of personal reflection among engineering students. In fleshed scientific ideas about the nature of personal reflection as an integral phenomenon; considered personal reflection as a specific psychic reality. Theoretically and experimentally determined the peculiarities of reflexive activity of students lit psychological conditions of personal reflection, and determined the structure represented by its model. Internal (psychological) conditions of the development of personal reflection the students perform their individual psychological characteristics, namely the pursuit of awareness, reflection and rethinking of reality, the existence of representations on the content and structure of reflective activity, its objectives, purpose, meaning, with a formation of intellectual operations - the operational Base reflexive actions, presenting himself as an active subject of a reflexive act, action, action. External (teaching) the conditions are designed and implemented as a teacher in the learning process: the development of personal reflection, which is possible only in specially-organized reflective learning activity of students, the educational process must be built with support for reflective experience of students; reflective learning involves going to the individual active research (reflective) position in relation to its activities, to itself as its subject, to your experience with the purpose of analyzing, thinking and rethinking, transform reality. n the basis of the results created and presented training program of personal reflection, which displayed the psychological conditions of its development. В работе конкретизовано понятие личностной рефлексии, осуществлен анализ научно-теоретических концепций данной проблемы в зарубежной и отечественной психологии. В результате исследования проблемы выделяем следующие составляющие личной рефлексии: компоненты (когнитивный, аффективный, конативный), которые реализуются через призму векторов осознанию личностной рефлексии, как осмысленность телесного (физического) «Я», осмысленность своих чувств и эмоций, осознанность интеллектуальных операций «Я» и осознанность ценностного (мировоззренческого, духовного) начала «Я». Проведено экспериментальное исследование психологических условий, влияющих на развитии личностной рефлексии у студентов технического университета, которые разделяем на внутренне детерминированные: стремление к осознанию, осмыслению, переосмыслению действительности, наличие представлений о содержании и структуре рефлексивной деятельности, ее цел, задаче, смысле; сформированность интеллектуальных операций - операциональной базы рефлексивных действий, представление себя как активного субъекта рефлексивного акта, действия, деятельности; внешне детерминированные психологические условия, которые проектируются и реализуются педагогом в процессе обучения: развитие личностной рефлексии, который возможен только в процессе специально-организованной рефлексивной учебно-познавательной деятельности студентов; образовательный процесс должен строиться с опорой на рефлексивный опыт студентов; рефлексивное обучение предполагает выход личности в активную исследовательскую (рефлексивную) позицию по отношению к своей деятельности, к себе как ее субъекту, к своему опыту с целью анализа, осмысления, переосмысления, преобразования реальности, выход в рефлексивную позицию происходит в результате возникновения актуально осознаваемых студентом противоречий, когда прежний опыт не обеспечивает преодоления этих противоречий и требуется его переосмысления, преобразования, реконструкция или приобретение нового опыта; необходимыми условиями возникновения проблемных ситуаций (актуально осознаваемых противоречий) являются: - специально сконструированное целостное рефлексивно-развивающую среду, которое характеризует высокая степень неопределенности (незавершенность сюжета, недостаточность информации) и потенциальной вариативности, т.е. вариативностью возможностей (неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, обеспечивает возможность поиска) - организованное рефлексивное управление (переходящее в самоуправление) познавательной деятельностью студентов; основой успешного управления является целенаправленная рефлексивная взаимодействие преподавателя и студентов. и внешне детерминированы психологическими условиями Доказано эфективность разработанной и апробированной программы тренинга развития личностной рефлексии у студентов технического университета. Ее целенаправленное внедрение необходимо рассматривать как условие позитивного влияния на развитие личностной рефлексии студентов технического вуза. |
|
Date |
2013
|
|
Type |
Автореферат дисертації
NonPeerReviewed |
|
Format |
text
text |
|
Language |
uk
uk |
|
Identifier |
http://elibrary.kubg.edu.ua/13238/1/%D0%97%D0%90%D0%93%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%90%20%D0%A5%D0%90%D0%A0%D0%90%D0%9A%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%90%20%D0%A0%D0%9E%D0%91%D0%9E%D0%A2%D0%98.doc
http://elibrary.kubg.edu.ua/13238/2/%D0%A2%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B0%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83.doc Фурман, Вікторія Вікторівна (2013) Психологічні умови розвитку особистісної рефлексії у студентів технічного университету Кандидат thesis, Київський університет імені Бориса Грінченка. |
|