Запис Детальніше

Теоретичні та методичні основи кредитно-модульної системи навчання майбутніх учителів інформатики

Електронна бібліотека НАПН України

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/457/
 
Title Теоретичні та методичні основи кредитно-модульної системи навчання майбутніх учителів інформатики
Теоретические и методические основы кредитно-модульной системы обучения будущих учителей информатики
Theoretical and methodological foundations of the credit-modular system of informatics teachers training
 
Creator Спірін, О.М.
 
Subject 004 Computer science and technology. Computing. Data processing
378 Higher education. Universities. Academic study
 
Description Автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора педагогічних наук за спеціальністю 13.00.04 – "Теорія і методика професійної освіти". – Інститут педагогічної освіти і освіти дорослих АПН України. – Київ, 2009. У дисертації досліджено теоретичні основи кредитно-модульної системи навчання та розглянуто: методологічні засади розвитку систем вищої освіти, основні характеристики кредитних систем навчання, психолого-педагогічні передумови організації навчального процесу за кредитними технологіями. Спроектовано кредитно-модульну системи навчання вчителів інформатики та виконано: моделювання, дослідження особливостей її проектування на рівні ВНЗ, проектування механізмів заліку і накопичення кредитів, моделювання ступеневої підготовки. Розроблено основні компоненти методичної системи базової підготовки вчителів інформатики за кредитно-модульною технологією та визначено: мету і зміст підготовки; методичні особливості інтеграції такої технології в навчальний процес; засоби побудови та реалізації індивідуальних траєкторій підготовки. Описано хід проведення педагогічного експерименту
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.04 – "Теория и методика профессионального образования". – Институт педагогического образования и образования взрослых АПН Украины. – Киев, 2009.
В диссертационной работе исследованы теоретические основы кредитно-модульной системы обучения. Определены методологические основы развития современных систем высшего образования: особенности развития образования в условиях перехода к новому информационному обществу, тенденции развития национальных образовательных систем, цели и задачи Болонского процесса. Рассмотрены основные понятия и характеристики зачетных и накопительных кредитных систем обучения, перспективы развития современных кредитных систем. Выяснены психолого-педагогичес¬кие предпосылки организации учебного процесса по кредитным технологиям: дидактические основы организации учебного процесса, индивидуальные особенности субъектов обучения.
Осуществлено проектирование кредитно-модульной системы подготовки учителей информатики. Построены декларативная, процедурная модель такой системы и модель совместного европейского образовательного проекта. Исследованы особенности проектирования кредитно-модульной системы на разных уровнях организации учебного процесса в высшем учебном заведении: определены основные задачи ректората, факультета, кафедры; рассмотрено моделирование дидактической технологии преподавателем; уточнено понятие координации учебной деятельности студентов в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса.
Проведено проектирование механизмов зачета и накопления образовательных кредитов. Предложена научно-обоснованная классификация системы профессиональных компетентностей учителя информатики, проведено моделирование подготовки будущих учителей информатики на уровнях "бакалавр" и "магистр". Определены общие требования к проектированию образовательных стандартов, предложена структурно-логическая схема проектирования подготовки будущих специалистов.
Разработана методическая система базовой профессиональной подготовки будущих учителей информатики по кредитно-мо¬дульной организации учебного процесса в условиях объединения направлений подготовки "Математика" и "Информатика". Определены цель и задачи профессиональной подготовки таких специалистов. Содержание профессиональной подготовки учителя информатики раскрыто путем определения перечня общих (компетентностей индивидуальной идентификации и саморазвития, межличностных компетентностей, общественно-системных компетентностей) и профессионально-специализирован¬ных (общепрофессиональных, профильно-ориен¬тирован¬ных компетентностей, а также рекомендованного перечня дисциплин программы базовой профессиональной подготовки для уровня бакалавра.
Исследованы методические особенности интеграции кредитно-модуль¬ной технологии в учебный процесс. Рассмотрены вопросы планирования учебного процесса, конструирования кредитно-модульной технологии обучения преподавателем, особенности использования форм и методов обучения, механизмы и примеры внедрения модулей и зачетных кредитов, рейтингового оценивания учебной деятельности студентов в условиях внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса для профессиональной подготовки будущих учителей информатики. Предложен примерный учебный план подготовки бакалавра для объединения направлений подготовки "Математика" (основное направление, область знаний – "Физико-математические науки") и "Информатика" (дополнительное направление, область знаний – "Системные науки и кибернетика") с присвоением квалификации "Учитель математики и информатики среднего учебного заведения".
В условиях внедрения кредитно-модульной системы основными средствами построения индивидуальных траекторий обучения следует считать:
– в пределах изучения дисциплины как системы зачетных и содержательных модулей – разработку и внедрение многоуровневых теоретических задач и практических упражнений;
– индивидуальный учебный план студента, который должен предусматривать определенную свободу выбора дисциплин и сроков их изучения, учитывать возможность академической мобильности студента;
– использование информационно-коммуникационных средств: средств организации учебного процесса, которые включают соответствующие автоматизированные системы управления, и средств обучения. Целесообразно повысить имеющиеся нормативы обеспеченности компьютерной техникой и расширить перечень используемого программного обеспечения.
Описан ход проведения педагогического эксперимента по внедрению разработанной экспериментальной методики.
Dissertation for the scientific degree of the Doctor of Pedagogical Sciences in 13.00.04 – "Theory and methods of professional training". – Institute of Pedagogical and Adult Education of the APS of Ukraine. – Kyiv, 2009.
The dissertation researches theoretical foundations of the credit-modular sys-tem. It considers methodological principles governing modern higher education systems, the basic features of credit systems and the psychological-pedagogical pre-requisites of organizing education according to credit technology.
The author designed a credit-modular system of informatics teachers training, analyzed its peculiarities on the university level, developed assessment and credit accumulation mechanisms and modelled a stage-by-stage process of training.
The author developed the main components of the basic credit-modular train-ing of informatics teachers, specified its objective and content, peculiarities of its integration into the general process of training and the means of realizing individual trajectories of specialists' training. The dissertation features the course of the peda-gogical experiment.
Key words: credit-modular system, final credit, credit module, individual training trajectory, informatics teacher.
 
Date 2009
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format application/pdf
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/457/1/Aref_A5_Doctor_Spirin.pdf
- Спірін, О.М. (orcid.org/0000-0002-9594-6602 <http://orcid.org/0000-0002-9594-6602>) (2009) Theoretical and methodological foundations of the credit-modular system of informatics teachers training Other thesis, Житомирський державний університет імені Івана Франка.