Теоретико-методологічні засади розвитку практичної психології в Україні
Електронна бібліотека НАПН України
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Relation |
http://lib.iitta.gov.ua/5975/
|
|
Title |
Теоретико-методологічні засади розвитку практичної психології в Україні
Теоретико-методологические основы развития практической психологии в Украине Theoretical and Methodological Foundations of Development of Applied Psychology in Ukraine |
|
Creator |
Панок, Віталій Григорович
|
|
Subject |
1 Philosophy. Psychology
|
|
Description |
Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора психологічних наук за спеціальністю 19.00.01 – загальна психологія, історія психології. – Інститут психології імені Г. С. Костюка НАПН України, Київ, 2011. Дисертаційне дослідження присвячено актуальній проблемі визначення теоретико-методологічних засад розвитку практичної психології в Україні. Воно здійснено з позицій системно-структурного та історичного підходів а також на основі теоретичного проектування організаційно-функціональних моделей діяльності психологічних служб. Здійснено теоретичний аналіз сучасних підходів до дослідження явища психологічної практики, розрізнення практичної, наукової, позанаукової і побутової психології, визначено роль і місце практичної психології в системі психологічного знання і практики. Практичне застосування одержаних результатів знайшло своє відображення у розробці та емпіричному втіленні організаційно-функціональних моделей, принципів та методичного забезпечення діяльності психологічних служб та у моделі професійної підготовки практичних психологів. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.01 – общая психология, история психологии. – Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев, 2011. Диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме определения теоретико-методологических основ развития практической психологии в Украине. Оно осуществлено с позиций системно-структурного и исторического подходов, а также на основе теоретического проектирования организационно-функциональных моделей деятельности психологических служб. В диссертации осуществлен теоретический анализ современных подходов к исследованию явления психологической практики, различения практической, научной, вненаучной и бытовой психологии, определены роль и место практической психологии в системе психологического знания. Определена и описана специфика деятельности психологических служб как ячеек осуществления психологической практики. Теоретически обоснованы три периода развития практической психологии в Украине в ХХ веке и шесть этапов развития психологических служб. На основе понимания специфики научной психологии, практической психологии и психологической практики, определено содержательное наполнение и система принципов практической психологии и психологической практики. Констатировано, что специфика разных типов психологического знания обусловливает и специфику принципов, на которых она строится. Обоснованно, что методологической единицей в практической психологии следует рассматривать психологическую технологию как взаимосвязанную систему методов, методик и приемов психологической практики. Теоретический анализ и эмпирическое исследование категориально понятийного аппарата, который применяется в практической психологии и в практике предоставления психологической помощи, позволили поставить в центр системы понятий и категорий категорию жизненной проблемы личности. На этой основе удалось обосновать сеть понятий и категорий, которые логично связаны между собой на теоретическом уровне и согласовываются на уровне методологии психологической практики (психологическая проблема личности, жизненная ситуация, жизненный путь, жизненные перспективы и т. д.). Практическое применение теоретических принципов развития практической психологии нашло свое отображение в разработке и эмпирическом воплощении организационно-функциональных моделей, принципов и методического обеспечения деятельности психологической службы системы образования, других ведомственных психологических служб, и в модели профессиональной подготовки практических психологов в системе высшего образования и повышения квалификации специалистов. Эффективность разработанных подходов была подтверждена результатами апробации. Thesis for obtaining the Doctor’s Degree of Psychological Sciences in Speciality 19.00.01 – general psychology, history of psychology. – G. S. Kostiyk Institute of Psychology at the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Kyiv, 2011. The dissertation research is dedicated to the current problem of definition of theoretical and methodological foundations of development of applied psychology in Ukraine. It is made on a standpoint of system-structural and historical approaches and on the basis of theoretical projection organizational and functional models of activity of psychological services. The dissertation reveals theoretical analysis of contemporary approaches to study the phenomenon of psychological practice, the distinction of applied psychology, academic psychology, extra-academic psychology and everyday psychology, it highlights the role and place of applied psychology in a system of psychological knowledge. It defines and describes the specifics of activity of psychological services as centers of psychological practice. Practical application of theoretical principles of development of applied psychology is reflected in the development and empirical implementation of organizational and functional models, principles and methods of psychological services. |
|
Date |
2011
|
|
Type |
Thesis
NonPeerReviewed |
|
Format |
application/pdf
|
|
Language |
uk
|
|
Identifier |
http://lib.iitta.gov.ua/5975/1/avtoreferat_Panok.pdf
- Панок, Віталій Григорович (orcid.org/0000-0003-1421-0554 <http://orcid.org/0000-0003-1421-0554>) (2011) Theoretical and Methodological Foundations of Development of Applied Psychology in Ukraine Other thesis, Інститут психології імені Г.С. Костюка. |
|