Запис Детальніше

Оптимізація адаптаційних можливостей людини у психофізіологічному забезпеченні діяльності

Електронна бібліотека НАПН України

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/8845/
10.5072/lib.iitta.gov.ua/8845
 
Title Оптимізація адаптаційних можливостей людини у психофізіологічному забезпеченні діяльності
Optimization of human adaptation abilities in psychophysiological provision of activity
Оптимизация адаптационных возможностей человека в психофизиологическом обеспечении деятельности
 
Creator Кокун, Олег Матвійович
 
Subject 1 Philosophy. Psychology
373 Kinds of school providing general education
378 Higher education. Universities. Academic study
 
Description У дисертації представлено теоретичне узагальнення і нове розв’язання наукової проблеми психофізіологічного забезпечення діяльності. Обґрунтовується вибір адаптаційних можливостей людини як об'єкта спрямування заходів психофізіологічного забезпечення діяльності й оптимізації як концептуального різновиду впливу на адаптаційні можливості. Запропоновано загальний трьохетапний алгоритм оптимізації адаптаційних можливостей людини у психофізіологічному забезпеченні різних видів діяльності. Побудовано класифікацію та визначено принципи добору й застосування дослідницьких і оптимізаційних методів, які можуть використовуватись при забезпеченні діяльності. Розроблений алгоритм було успішно апробовано на матеріалі навчальної діяльності учнів різних вікових груп, навчальної діяльності студентів, професійної діяльності вчителів.
The theoretical generalization and the new solution of the scientific problem of activities’ psychophysiological provision are presented in the dissertation. The choice of human adaptation abilities as an object of measures of activities’ psychophysiological provision is validated. Optimisation is considered as a conceptual variant of influence on the adaptation abilities. The general optimisation algorithm of human adaptation abilities in activities’ psychophysiological provision is suggested. The algorithm, consisting of three stages, can be used in various kinds of activities. The classification of research and optimisation methods has been built, as well as the principles of their selection and application in activities’ psychophysiological provision. The developed algorithm has been successfully tested on the material of educational activities of pupils in different age groups, educational activities of higher school students and professional activities of teachers.
В диссертации представлено теоретическое обобщение и новое решение научной проблемы психофизиологического обеспечения деятельности. Обосновывается выбор адаптационных возможностей человека в качестве объекта мероприятий психофизиологического обеспечения деятельности и оптимизации как концептуальной разновидности воздействия на адаптационные возможности. Предложен общий трехэтапный алгоритм оптимизации адаптационных возможностей человека в психофизиологическом обеспечении разных видов деятельности.
Первый этап алгоритма предусматривает оптимизацию адаптационных возможностей определенного контингента лиц на основе определения общих факторов, наиболее адаптационно значимых для данного вида деятельности, и воздействия на эти факторы. На втором этапе осуществляется индивидуальная оптимизация адаптационных возможностей тех лиц, которым она необходима. На третьем этапе оптимизация адаптационных возможностей человека осуществляется путем мониторинга его психофизиологического состояния в процессе деятельности.
В качестве общей теоретико-методологической основы оптимизации адаптационных возможностей человека при решении задач психофизиологического обеспечения деятельности определено использование системного подхода, психологической теории деятельности, представлений о психологических и психофизиологических предпосылках выполнения деятельности, теории адаптации человека. Разработана методология определения общих и индивидуальных адаптационно значимых факторов для системы психофизиологического обеспечения разных видов деятельности.
Создана классификация, определены принципы отбора и применения исследовательских и оптимизационных методов, которые могут использоваться в обеспечении деятельности. Разработана и апробирована оптимизационная технология проведения и методического обеспечения всех этапов психофизиологического обеспечения деятельности; использование технологии в каждом отдельном случае предусматривает обязательный учет конкретных условий и особенностей деятельности. Разработаны две методики экспресс-диагностики психофизиологического состояния человека (шкалированной самооценки и биогальванометрического контроля) и методика оптимизации психофизиологического состояния (биоактивационной оптимизации), которые могут быть применены при решении задач психофизиологического обеспечения разных видов деятельности.
Разработанный алгоритм психофизиологического обеспечения деятельности успешно апробирован на материале учебной деятельности школьников разных возрастных групп, учебной деятельности студентов, профессиональной деятельности учителей.
Полученные в исследовании результаты проанализированы и сопоставлены с данными отечественных и зарубежных авторов. Эти результаты могут быть непосредственно использованы при осуществлении психофизиологического обеспечения учебной деятельности школьников и студентов, профессиональной деятельности учителей, а также при организации психофизиологического обеспечения любых видов деятельности в соответствии с разработанным алгоритмом.
 
Date 2004
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format application/pdf
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/8845/1/Kokun_diss.pdf
Кокун, Олег Матвійович (2004) Optimization of human adaptation abilities in psychophysiological provision of activity Masters thesis, Інститут психології імені Г.С. Костюка.