Запис Детальніше

Досвід оцінювання ефективності функціонування професійно-технічних навчальних закладів у пострадянських країнах

Електронна бібліотека НАПН України

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/10084/
10.5072/lib.iitta.gov.ua/10084
 
Title Досвід оцінювання ефективності функціонування професійно-технічних навчальних закладів у пострадянських країнах
Опыт оценивания эффективности функционирования профессионально-технических учебных заведений в постсоветских странах
Experience оf Evaluation оf Functioning Efficiency оf Vocational Institutions іn The Post-Soviet States
 
Creator Закатнов, Д.О.
 
Subject 37.07 Management aspects of educational institutions
37.09 Organization of instruction
377 Specialized instruction. Vocational, technical, professional training. Vocational colleges, institutes. Polytechnics
 
Description У Російській Федерації, Республіці Білорусь та Республіці Казахстан проблема оцінювання ефективності функціонування професійно-технічного навчального закладу належить до числа актуальних, оскільки вона розглядається як елемент інформаційної бази модернізації відповідної системи освіти. Незважаючи на міжнародний досвід, у різних країнах підходи до оцінювання ефективності різняться й орієнтовані на моніторинг різних результатів (оцінювання рівня професійної підготовленості в Республіці Казахстан, тобто оцінювання лише кінцевого результату освітнього процесу, оцінювання поточних і кінцевого результатів діяльності професійно-технічної навчального закладу в Республіці Білорусь та Російській Федерації). Як тенденцію можна визначити створення спеціальних державних установ, що оцінюють якість освіти на загальнодержавному та регіональних рівнях (Республіка Казахстан), та впровадження в Російській Федерації загальнодержавної і регіональних систем оцінювання якості освіти. У Республіці Білорусь разом із оцінюванням «традиційних» показників діяльності установи професійно-технічної освіти (контингент, матеріальна база, кадрове забезпечення тощо) оцінюється його виховна ефективність. Перспективну методику інтегрованого оцінювання ефективності діяльності установи професійно-технічної освіти («традиційні» показники плюс ефективність виховної роботи) доцільно вибудовувати на засадах компетентнісного підходу.
The article deals with approaches to the evaluation of the efficiency of vocational education. In the Russian Federation, Belarus and Kazakhstan problem of evaluating the efficiency of vocational and technical college is one of the topical because it is seen as part of an information base upgrades respective education systems. Despite international experience in different countries approaches to evaluating the effectiveness varied and different oriented monitoring results (evaluation of professional training in the Republic of Kazakhstan, is only the final result of the evaluation of the educational process, evaluation of current and final results of the vocational education institution in the Republic of Belarus and the Russian Federation). As the trend can determine the creation of special government agencies that assess the quality of education at the national and regional levels (Kazakhstan), and the introduction of the Russian Federation national and regional systems of education quality evaluation. In the Republic of Belarus with the evaluation of "traditional" performance of institutions of vocational education (contingent, material resources, staffing, etc.) is evaluated its educational effectiveness. Promising technique integrated performance measurement institutions of vocational education ("traditional" indicators plus the effectiveness of educational work) should build on the basis of competence approach.
В статье рассмотрены подходы к оцениванию эффективности функционирования профессионально-технических учебных заведений. В Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан. Проблема оценивания эффективности функционирования профессионально-технического учебного заведения принадлежит к числу актуальных, поскольку она рассматривается как элемент информационной базы модернизации соответствующей системы образования. Несмотря на посылку на международный опыт, в разных странах подходы к оцениванию эффективности разнообразные и ориентированы на мониторинг различных результатов (оценивание уровня профессиональной подготовленности в Республике Казахстан, т.е. оценивание лишь конечного результата образовательного процесса, оценивание текущих и конечного результатов деятельности профессионально-технического учебного заведения в Республике Беларусь и Российской Федерации). Как тенденцию можно определить создание специальных государственных учреждений, которые оценивают качество образования на общегосударственном и региональных уровнях (Республика Казахстан), и внедрение в Российской Федерации общегосударственной и региональных систем оценивания качества образования. В Республике Беларусь вместе с оцениванием «традиционных» показателей деятельности учреждения профессионально-технического образования (контингент, материальная база, кадровое обеспечение и т.п.) оценивается его воспитательная эффективность. Перспективную методику интегрированного оценивания эффективности деятельности учреждения профессионально-технического образования («традиционные» показатели плюс эффективность воспитательной работы) целесообразно выстраивать на началах компетентностного подхода.
 
Publisher ТОВ «НВП Поліграфсервіс»
 
Date 2014
 
Type Article
PeerReviewed
 
Format application/pdf
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/10084/1/%D0%A3%D0%94%D0%9A%20377.pdf
Закатнов, Д.О. (2014) Experience оf Evaluation оf Functioning Efficiency оf Vocational Institutions іn The Post-Soviet States Модернізація професійної освіти і навчання: проблеми, пошуки та перспективи, 2 (5). pp. 201-215.