Психологія комунікативного моделювання особистісних конструктів у підлітковому віці
Електронна бібліотека НАПН України
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Relation |
http://lib.iitta.gov.ua/26561/
|
|
Title |
Психологія комунікативного моделювання особистісних конструктів у підлітковому віці
Психология коммуникативного моделирования личностных конструктов в подростковом возрасте Psychology of communicative modelling of the personality constructs in the teenagers years |
|
Creator |
Токарева, Н.М.
|
|
Subject |
1 Philosophy. Psychology
|
|
Description |
Дисертація присвячена вивченню теоретичних та емпіричних аспектів моделювання розвитку особистості сучасних підлітків на засадах інтегративного парадигмального синтезу. Встановлено, що активне застосування комунікативних стратегій при моделюванні поведінкових сценаріїв особистості обумовлює формування раціональних особистісних конструктів у період дорослішання. Емпірично доведено, що осмислення контенту змінення соціальної ситуації психічного розвитку особистості у підлітковому віці та усвідомлення можливостей самоздійснення суб’єкта у нових соціальних умовах життєтворчості потребує спеціально спроектованого освітнього простору. У даному контексті розглянуто психологічні виміри діалогічного модусу педагогічного спілкування як фактору гуманізації освітнього процесу та забезпечення поліваріантного розширення і уточнення системи особистісних конструктів підлітків. Запропоновано і впроваджено комплексну програму корекційно-розвивального психолого-педагогічного супроводу процесу комунікативного моделювання особистісних конструктів підлітків в умовах рефлексійно-діалогічної взаємодії у закладах освіти, підтверджено її ефективність. Диссертация посвящена изучению теоретических и эмпирических аспектов моделирования развития личности современных подростков на основе интегративного парадигмального синтеза. В работе систематизированы и обобщены основные (философско-антропологический, психолого-педагогический, семиотический, психолингвистический, нарративно-дискурсийный) подходы к моделированию личностных конструктов. Рассмотрены психологические закономерности личностного развития современных подростков в контексте субъектогенеза; концепт субъектогенеза рассматривается как значимый фактор развития личностных сценариев жизнетворчества. Определена специфика генезиса субъектной самореализации подростков в нестабильных условиях современного общества. На основании теоретических рассуждений было спланировано и проведено эмпирическое исследование личностных конструктов подростков в динамике. Содержательный анализ особенностей психического развития подростков, применение генетико-моделирующего метода исследования позволили открыть принципиально новые аспекты модификации личностного профиля подростков в измерениях образовательного пространства. Доказано, что активное применение коммуникативных стратегий при моделировании поведенческих сценариев личности обусловливает формирование личностных конструктов в процессе становления эго-идентичности субъекта жизнетворчества. В данном контексте целенаправленное формирование коммуникативной культуры личности, овладение эффективными способами формирования и формулирования мысли является необходимым условием моделирования личностных конструктов в период взросления. Обосновано и эмпирически подтверждено, что осмысление контента изменения социальной ситуации психического развития личности в подростковом возрасте и осознание возможностей самореализации субъекта в новых социальных условиях жизнетворчества требует специально спроектированного образовательного пространства. Коммуникативные аспекты гибкого внедрения функциональных программ гуманизации образовательного пространства определены как необходимые условия перспективного психологического обеспечения многовариантного расширения и уточнения системы личностных конструктов в контексте их моделирования в период подросткового взросления. Релевантными направлениями моделирования личностных конструктов подростков определены активизация потенциальных возможностей субъекта (внутренняя детерминация поведения) и целенаправленное социально-психологическое стимулирование создания конструктивных сценариев личностного жизнетворчества (внешняя детерминация адаптивного поведения). В работе представлены результаты анализа развивающих возможностей рефлексийно-диалогического взаимодействия в системе «педагог – подросток» как стратегического вектора конструктивного личностного становления подростков в нестабильных условиях эпохи постмодернизма. В данном контексте рассмотрены психологические характеристики диалогического модуса педагогического общения как фактора гуманизации воспитательного процесса. Доказано, что оптимизация процесса коммуникативного моделирования личностных конструктов подростков возможна при условии внедрения целенаправленной системы психолого-педагогических воздействий, ориентированных на осознанное самореализации личности в подростковом возрасте. Предложена и внедрена комплексная программа коррекционно-развивающего психолого-педагогического сопровождения процесса коммуникативного моделирования личностных конструктов подростков в условиях рефлексийно-диалогического взаимодействия в учебных заведениях, экспериментально подтверждена ее эффективность. Доказано, что диалог в комплексе целенаправленного психолого-педагогического сопровождения личностного становления способствует конструктивному моделированию поведенческого симптомокомплекса подростков. The dissertation is dedicated to the theoretical and empirical aspects of modern adolescence personality development modelling based on the integrative paradigmatic synthesis. It was distinguished that active using of communicative strategies while modelling personality’s behavioral scenarios causes the formation of rational personality’s constructs during adolescence. It was empirically proved that the content understanding of the change in social situation of psychological development of a personality during adolescence and recognizing abilities of self-creation of a subject in new social life creativity conditions demands specially planned educational environment. In the given context the psychological dimensions of dialogic modus of pedagogical communication as a factor of humanization of educational process and support with multivariate increase and specification of adolescence personality constructs have been analyzed. The complex program of correcting and developing psychological and pedagogical support of the process of correcting of personality adolescence constructs in the conditions of reflect-dialogue interaction at educational institutions have been offered and integrated, its effectiveness has been proved as well |
|
Date |
2016
|
|
Type |
Thesis
NonPeerReviewed |
|
Format |
text
text text text |
|
Language |
uk
uk uk uk |
|
Identifier |
http://lib.iitta.gov.ua/26561/1/%D0%91%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20%D0%9E.%D0%A4..PDF
http://lib.iitta.gov.ua/26561/2/%D0%96%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%20%D0%9D.%D0%86..PDF http://lib.iitta.gov.ua/26561/3/%D0%A9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BD.PDF http://lib.iitta.gov.ua/26561/4/%D0%94%D0%B8%D1%81.%D0%A2%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%97.pdf Токарева, Н.М. (2016) Psychology of communicative modelling of the personality constructs in the teenagers years Masters thesis, Інститут психології ім. Г.С.Костюка. |
|