Запис Детальніше

Особливості самодетермінації професійного становлення майбутніх юристів

Електронна бібліотека НАПН України

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/26562/
 
Title Особливості самодетермінації професійного становлення майбутніх юристів
Особенности самодетерминации профессионального становления будущих юристов
Features of self-determination of the professional becoming of future lawyers
 
Creator Соколюк, А.О.
 
Subject 1 Philosophy. Psychology
34 Law. Jurisprudence
 
Description У дисертації здійснено теоретичне обґрунтування та емпіричне дослідження психологічних чинників самодетермінації професійного становлення особистості, що є основою для досягнення нею високих результатів учбово-професійної діяльності та подальших професійних успіхів.
Встановлено, що професійне становлення визначається системними мотиваційно-смисловими та особистісними утвореннями, що обумовлюють полівалентну спрямованість особистості на оцінку та оволодіння нею майбутньою професійною діяльністю.
Визначено структурні компоненти феномена самодетермінації професійного становлення особистості, які водночас є також і рівнями його організації: цілі, цінності, смисли, усвідомленість свого життєвого шляху; перспектива професійного майбутнього, професійна мотивація, професійна ідентичність майбутнього фахівця; мотивація саморозвитку та самореалізації; самоефективність особистості, особистісна автономія, розуміння свого потенціалу та віра в свої можливості; здатність свідомого контролю і оцінки власних досягнень і перспектив.
Розроблено та апробовано програму психологічного сприяння самодетермінації професійного становлення майбутніх фахівців під час навчання у ВНЗ. Результати апробації програми довели її достатньо високу ефективність. Запровадження програми сприяло активізації потреби особистості в самопізнанні, формуванню особистісної рефлексії; формуванню та підтриманню позитивного самоставлення; формуванню мотивації саморозвитку як основи самоактуалізації особистості; активізації механізмів переосмислення себе як суб’єкта взаємодії з оточуючим світом та іншими людьми; актуалізації та усвідомленню цілей саморозвитку, потреб в функціональній автономії та самоефективності особистості, формуванню навичок самоефективності та самопізнання.
Отримані емпіричні результати цілком підтвердили гіпотезу дослідження
В диссертации осуществлено теоретическое обоснование и эмпирическое исследование психологических факторов самодетерминации профессионального становления личности, что является основанием для достижения ею высоких результатов учебно-профессиональной деятельности и дальнейших профессиональных успехов.
Установлено, что профессиональное становление определяется системными мотивационно-смысловыми и личностными образованиями, которые обусловливают поливалентную направленность личности на оценку и овладение ею будущей профессиональной деятельностью.
Определены структурные компоненты феномена самодетерминации профессионального становления личности, являющиеся также и уровнями его организации: цели, ценности, смыслы, осознанность своего жизненного пути; перспектива профессионального будущего, профессиональная мотивация, профессиональная идентичность будущего специалиста; мотивация саморазвития и самореализации; самоэффективность личности, личностная автономия, понимание своего потенциала и вера в свои возможности; способность сознательного контроля и оценки собственных достижений и перспектив.
Выявлено, что положительное влияние на самодетерминацию профессионального становления будущих специалистов имеет осмысленность жизни и целенаправленность, саморуководство, способность контролировать события своей жизни, вера в свои возможности, стремление к саморазвитию, познанию и новизне, влияние смыслообразующих мотивов, сформированная профессиональная направленность, самоэффективность и личностная автономия.
Негативное влияние оказывают факторы, предопределенные разными обстоятельствами жизни, ошибками при выборе профессии, низкой рефлексией жизненных целей, ригидностью волевых и личностных качеств, что приводит к психоэмоциональному дискомфорту, внутренней конфликтности в структуре отношений личности, низкой удовлетворенности жизнью и др.
Установлено, что работа по специальности параллельно с учебой в ВУЗе, способствует повышению познавательной мотивации, удовлетворенности результатами деятельности, стремлением к овладению выбранной профессией, желанию в будущем работать и совершенствоваться в профессии; у работающих студентов выявлены достоверно высшие значения показателей самоэффективности, профессиональной направленности, смысложизненных ориентаций, внутренних индивидуально-значимых и социальнозначимых мотивов выбора профессии, интегрального самоотношения, самопринятия и принятия риска.
Разработана и апробирована программа содействия профессиональной самодетерминации личности. Результаты апробации программы показали ее достаточно высокую эффективность.
Полученные эмпирические результаты полностью подтвердили гипотезу исследования.
The dissertation presents a theoretical foundation and experiential research of psychological factors of professional self-identity formation, which is the basis for achieving high results it educational and professional activities and further professional success.
Found that professional development is determined by system of meaning and motivational personality formations, that determine the polyvalent focus on individual assessment and mastering her future professional activities.
Determined the structural components of the phenomenon of self-professional development of personality, that are also the levels of its organization, goals, values, meanings, awareness of the career; the prospect of a professional future, professional motivation, professional identity of a professional future; self-motivation and self-realization; self-efficiency of personality, personal autonomy, understanding their potential and faith in their capabilities; the ability of conscious control and assessment of their own achievements and possibilities.
Developed and tested the program of psychological self-promoting of professional development of future specialists during the studying at the university. The results of testing a program have shown its high efficiency. Implementation of the program has contributed the activation of needs of the individual self-knowledge, the formation of personal reflection; forming and maintaining the positive self-attitude; the formation of self-motivation as a basis of self-actualization; activation of mechanisms of reconsideration of itself as the subject of interaction with the outside and other people; actualization and self-awareness goals, needs in functional autonomy and self-efficiency of personality, the formation of skills of self-efficacy and self-knowledge.
The empirical results confirmed the hypothesis of the research.
 
Date 2015
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
text
text
 
Language uk
uk
uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/26562/1/%D0%92%D0%86%D0%94%D0%93%D0%A3%D0%9A%20%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%BA%20%D0%9B%D1%8C%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D1%96%D0%BD%D0%B0%20pdf.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/26562/2/%D0%9A%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%28%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%BA%29.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/26562/15/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D1%96%D1%8F%20%28%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%BA%29.pdf
- Соколюк, А.О. (2015) Features of self-determination of the professional becoming of future lawyers Dissertation candidate thesis, Інститут психології імені Г.С.Костюка.
 
Rights cc_by_nc_nd