Using the reference signals in the study of technical disciplines
Журнал "Теорія та методика навчання фундаментальних дисциплін у вищій школі"
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Using the reference signals in the study of technical disciplines
Использование опорных сигналов при изучении технических дисциплин Використання опорних сигналів при вивченні технічних дисциплін |
|
Creator |
Новичонок, Сергей Михайлович
Тарасова, Валентина Всеволодовна |
|
Subject |
—
— — — |
|
Description |
Authors used the following key recommendations and ideas Shatalov's methods: The idea of large blocks - training material is presented in large didactic doses. Permanent and complete control of all the trainees, which provides systematic work. Creating an atmosphere of cooperation between students and teacher, which formes a unity of purpose, allowing to provide training without coercion. Education at high level of difficulty. It is required to pose difficult problem, but also to instill confidence in the success.The results of their implementation were analysed.
Постоянно растущий темп научно технического прогресса накладывает все более жесткие требования качеству знаний выпускника, период адаптации стремительно сокращается. Это обусловлено, как экономическими проблемами, так и высокой скоростью морального старения определенных знаний. В тоже время объем гуманитарных дисциплин в современных учебных планах значительно увеличен. Это приводит к тому, что немалый объем информации будущему специалисту придется осваивать самостоятельно и в сжатые сроки. В этих условиях очевидны требования к методам, применяемым в процессе обучения в основной период обучения. Применяемые методы должны обеспечивать выполнение двух основных задач:хорошую запоминаемость фундаментальных знаний;привитие обучаемым навыков анализа нового, способности работать в коллективе, способности к самостоятельной систематизации вновь получаемых знаний.Существует множество методов позволяющих в той или иной мере выполнить эти задачи. По нашему мнению, наиболее применимыми, прошедшими достаточно широкую апробацию в практике преподавания в учебных заведениях всех ступеней, начиная от школы и кончая ВУЗом, являются следующие:Обучение на базе опорных сигналов, автор В.Ф.Шаталов.Использование логико-графических схем, автор С.Н. Лысенкова.Из методики В.Ф. Шаталова авторами были использованы следующие основные рекомендации и идеи:Идея крупных блоков – учебный материал излагается крупными дидактическими дозами.Постоянный и полный контроль всех обучаемых, обеспечивающий систематичность в работе.Создание атмосферы сотрудничества педагога и обучаемого, в которой формируется единство цели, позволяющее обеспечить обучение без принуждения.Обучение на высоком уровне трудности. Необходимо перед обучаемым ставить трудную задачу, но и внушать уверенность в успехе.Представление информации крупными блоками осуществляется посредством применения опорных конспектов, в которых большие дозы информации размещены на малом пространстве за счет использования ассоциативных символов. Опорные конспекты выступают как элементы обобщения и систематизации знаний по изучаемой дисциплине в целом, а также отдельных ее разделов, выявления физической и математической сущности изучаемых явлений, дают представление об объеме изучаемого материала и предназначены для сокращения времени при изучении материала и его запоминания.Требования к опорному конспекту: лаконичность, структурность, унификация, автономность, простота, привычность ассоциаций и стереотипов, внешняя непохожесть одного конспекта на другой. Структура такого конспекта представлена на рис. 1.Рис. 1. Структура опорного конспекта В качестве примера на рис. 3. приведен опорный конспект по теме «Уравнения Максвелла».Логико-графическая схема (рис. 2) применяется авторами для облегчения вывода формул. Порядок составления схемы следующий: Составляется таблица, число столбцов которой равно числу известных утверждений не требующих доказательства. Число строк равно числу проводимых преобразований. Все не требующие доказательства выражения (переменные, законы) располагаются в верхней строке, по степени сложности слева направо. Вывод формул идет слева направо и сверху вниз, путем взаимного объединения используемых столбцов. В итоге должна получится строка в один столбец.Опорный конспект несомненно труден для быстрого изображения обучаемыми в тетради во время занятия. В тоже время проработка и перерисовка конспекта во время самостоятельной работы значительно улучшает его понимание. Отсюда вытекает необходимость издания сборника опорных конспектов по курсу. С другой стороны имеющийся у студентов сборник опорных конспектов значительно сокращает время диктовки (большинство обучаемых далеко не сразу овладевает искусством конспектирования), что позволяет пересмотреть объем и содержание занятия.Несмотря на все многообразие видов занятий, существует два основных способа проведения занятий с точки зрения описания предлагаемых приемов обучения.В процессе лекции преподаватель предъявляет опорный конспект и по нему сжато излагает материал лекции с выделением главных элементов. Затем следует изложение лекционного материала с необходимыми пояснениями и математическими доказательствами. Здесь нам как раз хотелось бы упомянуть о некоторых трудностях. При составлении опорных конспектов необходимо использовать формулы. Поскольку формулы сами – суть символы легко впасть в одну из крайностей: либо опорный конспект являет собой сплошь одни формулы, либо – только картинки. Кроме того, иногда нет ничего лучше, чем показать вывод формулы. Тут как раз самое удачное место для использования логико-графических схем.Занятие практического характера проводится в следующей последовательности:«Разминка», то есть быстрый опрос, который проводится с целью «включить» в работу всех студентов, настроить их на занятие.Письменная «летучка» для контроля подготовленности студентов. При этом либо восстанавливается опорный конспект (или его часть), либо решаются варианты типовой задачи, которая рассмотрена в тексте опорного конспекта.Самостоятельное решение практических задач. Чтобы обучение велось на высоком уровне трудности, выделяется обязательный минимум задач, подлежащий решению всеми студентами без исключения. Преподаватель при этом, как правило, работает с каждым индивидуально, задавая наводящие вопросы отстающим и помогая им определить правильный ход решения задачи, проверяя выполнение заданий. Если же задача вызывает затруднение у большинства, то ход ее решения обсуждается коллективно.В процессе занятия осуществляется обязательное обсуждение практической необходимости решения предложенных задач.Использование предлагаемых методик и идей в практике позволяет достичь определенных положительных результатов:Учебный материал быстрее актуализируется, что составляет важнейшее условие развития продуктивного мышления обучаемого.Подготовленность студента к занятиям становится нормой, системой, а не исключением из правила.Обучаемые не боятся ошибиться в своих рассуждениях, предположениях, активно участвуют в обсуждении, что улучшает психологический климат в аудитории и создает атмосферу творчества.Все обучаемые осваивают необходимый минимум знаний. При этом возрастает интерес к учебе и активность даже у самых слабых, поскольку каждый работает в своем темпе. lF(v)BvE=BlvFэм=BlI v=const F=Fэм F∙v=Fэм∙v F∙v=BlI∙v=Blv∙I=EIРис. 2. Логико-графическая схема к теме «Общие свойства электрических машин» З методики В.Ф. Шаталова авторами були використані наступні основні рекомендації та ідеї : Ідея великих блоків - навчальний матеріал викладається великими дидактичними дозами. Постійний і повний контроль всіх учнів, що забезпечує систематичність у роботі. Створення атмосфери співпраці педагога і учня, в якій формується єдність мети, що дозволяє забезпечити навчання без примусу. Навчання на високому рівні труднощі. Необхідно перед учнем ставити важке завдання , але і вселяти впевненість в успіху .Проаналізовано результати їх впровадження. |
|
Publisher |
State institution of higher education «Kryvyi Rih National University»
|
|
Contributor |
—
— — |
|
Date |
2014-04-01
|
|
Type |
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion — — — |
|
Format |
application/pdf
|
|
Identifier |
http://ccjournals.eu/ojs/index.php/fund/article/view/417
|
|
Source |
Theory and methods of learning fundamental disciplines in high school; Vol 1 (2003): Theory and methods of learning fundamental disciplines in high technical school; 139-143
Теория и методика обучения фундаментальным дисциплинам в высшей школе; Vol 1 (2003): Theory and methods of learning fundamental disciplines in high technical school; 139-143 Теорія та методика навчання фундаментальних дисциплін у вищій школі; Vol 1 (2003): Theory and methods of learning fundamental disciplines in high technical school; 139-143 2309-1487 |
|
Language |
rus
|
|
Relation |
http://ccjournals.eu/ojs/index.php/fund/article/view/417/403
|
|
Rights |
Copyright (c) 2014 Theory and methods of learning fundamental disciplines in high school
|
|