Place of fundamental disciplines in Technical University a developing stage of information technology
Журнал "Теорія та методика навчання фундаментальних дисциплін у вищій школі"
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Place of fundamental disciplines in Technical University a developing stage of information technology
Место фундаментальных дисциплин в техническом вузе на этапе развития информационных технологий Місце фундаментальних дисциплін у технічному ВНЗ на етапі розвитку інформаційних технологій |
|
Creator |
Пустогов, Валерій Іванович
Орфанова, Марія Миколаївна |
|
Subject |
—
— — — |
|
Description |
Article considers the problems, which the modern lecturers in fundamental disciplines in Ukraine are faced by. System of monitring mastering of knowledge by student in fundamental disciplines to strengthen links with related areas of knowledge was improved at the department IFNTUOG. Significant role in this process plays system of attracting talented students to the scientific work, to participate in competitions in physics, in the Olympics.
В настоящее время этап развития школы – информационный. Школа перестраивается, появляются новые компьютерные технологии, увеличивается объем получаемой информации через Интернет, телевидение, осуществляется электронная запись информации. Появилось огромное пространство выбора (специальности, мест работы, страны проживания, направления учёбы), которое позволяет полностью раскрыться личности. Цель школы – научить учеников, студентов жить в динамически меняющемся обществе.Новыми подходами к содержанию обучения являются попытки развить в человеке его таланты. Для этого некоторые предметы предлагают перевести на факультатив (история, религиоведение, культурология, физкультура, труд). Для некоторых индивидуальностей даже полезна замена спецпредметов (математика, физика, химия, литература, иностранный язык) на оригинальное увлечение, несущее полезную информацию и культурное развитие, т.е. перевод на индивидуальный график учёбы (научной работы).Развитие школы и технического ВУЗа должны иметь преемственность в обновлённых приёмах педагогической техники и выборе приобретённых знаний при обучении. Основные принципы педагогической техники состоят в свободе выбора, в открытости изучаемых предметов, освоении знаний в форме деятельности, в обратной связи, согласовании формы, темпа и содержания обучения с возможностями студентов.Предоставляя студенту право выбора, мы уравновешиваем эту свободу выбора осознанной ответственностью за свой выбор. Например, можно предложить студенту много задач по данному разделу и дать ему право выбрать для решения любые из них. Это возможно только при осознанном выборе, основанном на своих знаниях, слабый студент не сможет выбрать лёгкую задачу.Необходимо:показать студенту границы изучаемого предмета, ознакомить с проблемами, которые лежат за пределами изучаемого курса;освоение знаний, умений, навыков организовывать в форме деятельности (лабораторные работы, моделирование);регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи. Преподаватель отслеживает настроение студентов, степень их заинтересованности, уровень понимания;максимально использовать знания, возможности самих студентов с целью повышения результативности, чтоб студент сам стремился узнать – а что же дальше?согласовывать форму и содержание, ритм, темп и сложность обучения с возможностями самих студентов. Тогда они почувствуют свою успешность, и сами захотят обучаться и даже будут взаимно обучать друг друга.Руководствуясь этими принципами педагогической техники, мы должны учить детей (учеников, студентов) жить в мире, которого не знаем сами – в мире будущего. Этот парадокс возник недавно, когда технологические и научные представления стали меняться в течение одного поколения.Образование опирается на передачу знаний, зачастую устаревших ещё до того, как войти в учебные программы.Вся система обучения в школе и техническом университете перестраивается таким образом, чтобы дать учащемуся вместо узкоспециального образования систему знаний для свободной ориентировки в смежных областях наук, заменить предметно-кусочное усвоение знаний на цельное фундаментальное знание, формирующее системное мышление.Решение современных задач всё больше требует системного подхода, умения видеть отдалённые последствия.Ни вузовское, ни школьное образование этому требованию не удовлетворяет. В школе учащиеся усваивают отдельные определения или законы без взаимосвязи. Низкая зарплата учителей не способствует заинтересованности учителя в кропотливой работе по выработке системы знаний. Нельзя забывать, что школа и ВУЗ дают дополнительный продукт производству и должны оплачиваться производством. Крупные компании всё чаще пытаются самостоятельно решать эту проблему, создавая курсы, институты. Например, если даёшь в сильной группе задачу по физике, в которой нужно применять знания по математике, химии, электротехнике, теормеханике, студенты не схватывают связь между дисциплинами и только после подсказки приступают к решению.Как у нас сдают экзамен? В билете два теоретических вопроса и две или одна задача. Студент отвечает на эти вопросы и получает хорошую оценку. В семестре студент отвечает на несколько вопросов на лабораторных работах, решает несколько задач на контрольных и получает автоматически экзаменационную оценку – он имеет только отрывочные знания. Правильно сдают экзамены в Европе. Например, в техническом университете Вены студенты сдают экзамен на компьютере, получают 50-100 вопросов, которые охватывают весь курс. Оценка действительно характеризует системное знание. А пересдача – за плату и через определённый срок.Чем всестороннее знание человека, тем большее соприкосновение с неизвестным, и каждая точка – новая открытая задача. Нужно больше насытить обучение открытыми задачами. Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе и такими, на которые пока никто не знает ответа, так же необходимо развивающемуся уму, как витамины - растущему организму.Фундаментальные дисциплины призваны развить способность специалиста – инженера, учёного легко ориентироваться в смежных областях знаний, достичь изобретательского мышления.К сожалению, фундаментальная дисциплина (в частности физика) занимает второстепенное место в техническом университете. Количество часов, отпущенное на физику в ВУЗе на Украине, значительно меньше, чем за рубежом (в Германии, Польше, Австрии, Франции) и составляет от 3 до 5 процентов, в то время как гуманитарные дисциплины составляют 30-40%.На кафедре ИФНТУНГ совершенствуется система контроля усвоения знаний студента по фундаментальным дисциплинам с целью усиления связи со смежными областями знаний. Немалую роль в этом процессе играет система привлечения одарённых студентов к научной работе, к участию в конкурсах по физике, в олимпиадах.Фундаментальные дисциплины должны формировать системное мышление и должны занимать ведущее место в техническом университете как на этапе бакалаврата, так и на этапе магистрата. У статті розглянуті проблеми, з якими стикаються сучасні викладачі фундаментальних дисциплін в Україні. На кафедрі ІФНТУНГ вдосконалюється система контролю засвоєння знань студента з фундаментальних дисциплін з метою посилення зв'язку з суміжними областями знань. Чималу роль у цьому процесі відіграє система залучення обдарованих студентів до наукової роботи, до участі в конкурсах з фізики, в олімпіадах. |
|
Publisher |
State institution of higher education «Kryvyi Rih National University»
|
|
Contributor |
—
— — |
|
Date |
2014-04-01
|
|
Type |
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion — — — |
|
Format |
application/pdf
|
|
Identifier |
http://ccjournals.eu/ojs/index.php/fund/article/view/419
|
|
Source |
Theory and methods of learning fundamental disciplines in high school; Vol 1 (2003): Theory and methods of learning fundamental disciplines in high technical school; 147-150
Теория и методика обучения фундаментальным дисциплинам в высшей школе; Vol 1 (2003): Theory and methods of learning fundamental disciplines in high technical school; 147-150 Теорія та методика навчання фундаментальних дисциплін у вищій школі; Vol 1 (2003): Theory and methods of learning fundamental disciplines in high technical school; 147-150 2309-1487 |
|
Language |
eng
|
|
Relation |
http://ccjournals.eu/ojs/index.php/fund/article/view/419/405
|
|
Rights |
Copyright (c) 2014 Theory and methods of learning fundamental disciplines in high school
|
|